Конечно, покупатель и прежде имел полное право выставить продавцу счет в случае обнаружения
Конечно, покупатель и прежде имел полное право выставить продавцу счет в случае обнаружения существенных недостатков в машине. Однако слышали его далеко не всегда. Даже если автомобиль часто ломался и много времени простаивал в ремонтной зоне, дилеры не торопились менять его, или как-то компенсировать владельцу возникшие неудобства. Судов по этому поводу было много, и часто они длились годами. А теперь в законе прописано конкретно: если гарантийный ремонт займет более 45 дней или в течение каждого гарантийного года товар будет ремонтироваться свыше 30 дней, потребитель вправе требовать от продавца полной сатисфакции - либо верни деньги, либо замени покупку. Плюс вводится плата за нарушение срока поставки товара - она теперь составляет в день 0,5 процента от суммы предоплаты.
Список технически сложных товаров пока не столь велик. Но, как удалось выяснить "Труду", в ближайшее время он, возможно, будет расширен. Что в нем появится - телевизоры, видеомагнитофоны, принтеры, ксероксы и т.д.- пока сказать трудно. Но многое из того, что нас окружает в быту и на работе, можно отнести к разряду технически сложных вещей. Следовательно, в будущем дилерам придется еще труднее, чем сегодня.
Продавцы бытовой техники пока не отреагировали на вступление в силу новой редакции закона "О защите прав потребителей". Как нам заявил один из экспертов в компании "Эльдорадо", оспаривать закон они все равно не смогут - значит будут выполнять.
Совсем иное настроение в среде автомобильных дилеров. Так, в представительстве концерна Nissan считают, что они могут попасть под жесточайший прессинг. Срок гарантийного ремонта ограничен, а сервисных мощностей и запчастей пока еще не везде хватает. Поэтому небольшие сервисные центры могут запросто разориться. Технический директор автосалона "Автогранд" Алексей Посевкин заявил "Труду", что покупатели уже наглеют.
Как только Дума приняла новый вариант закона о правах потребителей, со стороны покупателей тут же начался шантаж. Они, оказывается, могут вернуть вчера купленный автомобиль, если, к примеру, не горит какая-либо лампочка или не закрывается (не открывается) бардачок. По словам Посевкина, скоро увеличится количество судебных процессов.
Что будет с компаниями, специализирующимися на продукции отечественного автопрома, с которой проблем гораздо больше, сказать сейчас сложно - по крайней мере дефицита запчастей быть не должно точно, а значит, машины должны ремонтироваться в срок. Хотя в ассоциации дилеров предрекают серьезный процент возврата отечественных машин, поскольку недостатки сборки на них видны невооруженным глазом.
Как заявил "Труду" адвокат Антон Недзведский, специализирующийся как раз по автомобилям, у нас должно стать аксиомой "потребитель всегда прав". По словам Недзведского, если раньше покупатель в течение всего гарантийного срока пытался вернуть продавцу некондиционный товар, то теперь ему дается полное право сделать это в течение двух недель. А что касается гарантийного ремонта в сжатые сроки, тут дело обстоит еще проще. Если компания не удосужилась создать полноценный склад запчастей, то это ее проблема, но никак не покупателя.
Впрочем, адвокат Юлия Швец из Московского Общества защиты прав потребителей, не в пример коллеге смотрит на проблему соблюдения в России потребительских прав пессимистично. Ведь по закону экспертизу товара, на который у покупателя появились нарекания, должен проводить продавец. Однако он в этом абсолютно не заинтересован. По словам Швец, если покупатель вскоре после покупки обнаружит в товаре существенный недостаток, ему придется самому заказывать экспертизу. Ведь это же он обязан в течение двух недель написать претензию и указать изъян в товаре.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
(Определен постановлением правительства "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков").
РОССИЙСКИЙ ЗАКОН - САМЫЙ ЖЕСТКИЙ В ЕВРОПЕ
Антон НЕДЗВЕДСКИЙ, член совета Союза потребителей Российской Федерации, юрист:
- Не согласен с мнением некоторых юристов о том, что с новыми поправками Закон о защите прав потребителей РФ станет самым жестким в Европе. Об этом нечего даже и говорить, потому что в Соединенных Штатах и Европе законы, защищающие права потребителей, очень суровы. И мало того, что они суровы, они, в отличие от российских законов, еще и всегда исполняются. В европейских странах ответственность продавца перед потребителем на порядок выше, чем в нашей стране. В частности, компенсацию можно получить даже за моральный ущерб.
В новой редакции закона продавцам не удастся найти лазейки, позволяющие уйти от ответственности за недоброкачественный товар. Единственный способ для продающей стороны не обменивать вещь или не выплачивать за нее деньги - доказать, что дефект произошел по вине покупателя. В этом случае закон, естественно, встанет уже на сторону продавца. Если же вещь, к примеру, автомобиль, окажется бракованным на производстве, то уйти от ответственности за некачественный товар продавцам не удастся.
Андрей СЕМЕНОВ, юрист ОЗПП "Общественный контроль":
- Российский Закон о защите прав потребителей и до поправок был не слишком мягким, а теперь действительно стал одним из самых жестких в Европе. Существует известная поговорка - "Вся строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения". Поэтому немаловажно отметить, что закон в большинстве случаев работает, защищая российских покупателей.
Что касается способов избежать ответственности, которые могут найти недобросовестные продавцы, то возможно несколько вариантов. Если покупатель собирается обменять товар до установленного срока в 15 дней, продавцам придется собирать доказательства, которые могут переложить вину на покупателей. Например, придется доказать, что покупатель нарушил правила хранения, транспортировки товара или ухода за ним. Второй вариант действует, если покупатель решил обменять товар после 15 дней. В этом случае продавцы могут утверждать, что ущерб, причиненный товару, незначительный. А понятия значительности и незначительности в этом случае очень расплывчаты.
В БРИТАНИИ ПОКУПАТЕЛЬ ПРЕВЫШЕ ТОВАРА
Много лет назад, будучи еще новичком в Лондоне, я купил в большом универмаге модную рубашку. Дома долго распаковывал, замучился вытаскивать всю дюжину запрятанных в нее булавок. А когда надел, выяснилось - мала.
Бегу обратно в магазин и по пути репетирую в уме, как буду качать свои потребительские права. Мол, моей вины тут нет, размер на бирке указан неправильно. Дойдя до отдела, который называется "покупательской службой" (customer service), выпаливаю заранее заготовленную речь и свирепо смотрю на сотрудницу. А она - само очарование. Просит показать чек. И тут я с ужасом обнаруживаю, что чека нет. Стою оторопело и чуть не плачу от обиды.
Но девушка продолжает улыбаться. "Не волнуйтесь, - успокаивает она, - чек в данном случае не обязателен. Товар наш эксклюзивный. Правда, большие размеры закончились, и обменять ее сейчас я не смогу".
"Ну, пропали мои фунты стерлингов!" - думаю я с горечью. А сотрудница тем временем копается в кассе и все с той же ангельской улыбкой протягивает мне деньги. "Извините за неудобство и приходите, пожалуйста, снова".
...Вышел из магазина счастливый, с чувством глубокой благодарности к этой милой девушке, которая почему-то так хорошо ко мне отнеслась. Теперь-то я знаю, что никакого исключения она для меня не сделала. По действующим в Великобритании правилам в течение двух недель покупатель имеет право вернуть товар в магазин. Причем без всякого объяснения причин.
За прошедшие два десятилетия в Великобритании в сфере соблюдения прав потребителей, поверьте, ничего не изменилось.
. ЧТО ДАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЮ НОВЫЙ ВАРИАНТ ЗАКОНА?
1. При обнаружении в технически сложном товаре изъяна покупатель вправе потребовать возврата уплаченной им суммы либо его замены. Указанные требования могут быть предъявлены в течение 15 дней со дня покупки.
2. Уточнены сроки устранения недостатков товара - отныне срок определяется в письменной форме соглашением сторон и не может превышать 45 дней. Если срок не определен письменно, то недостатки должны быть устранены незамедлительно, в минимальный для соответствующей ремонтной работы период.
3. При предоставлении гражданину потребительского кредита должны быть предоставлены информация о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, а также точный график погашения этой суммы.
4. В случае нарушения срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара он вправе потребовать возврата суммы предварительной оплаты, а также возмещения убытков, причиненных ему указанным нарушением. За каждый день просрочки продавец обязан уплатить неустойку в размере 0,5 процента от суммы предварительной оплаты.