"ОН СОХРАНЯЛ В СЕБЕ ОТКРЫТОСТЬ И БЕЗЗАЩИТНОСТЬ"

- Такие маститые актеры, как Плятт, зачастую весьма пренебрежительно относятся к указаниям

- Такие маститые актеры, как Плятт, зачастую весьма пренебрежительно относятся к указаниям молодых режиссеров. А как вышло у вас, когда вы начинали в театре Моссовета?
- У нас все получилось наоборот. Я начал репетировать с ним довольно забавную пьесу "Возможны варианты". После репетиций я всем актерам делал замечания, а ему говорил: "Все очень хорошо, Ростислав Янович". И вдруг почувствовал, что Плятт мрачнеет и у него портится настроение. Хотя вообще-то он был человек очень веселый, озорной и даже немного хулиганистый. Его партнерша по спектаклю осталась после репетиции и говорит мне: "А вы заметили, что Слава нервничает? Это потому, что вы не делаете ему замечаний! Он думает, что вы им как актером не занимаетесь". Кончилось тем, что мне пришлось изобретать какие-то замечания Плятту. Хотя он был для меня настоящим образцом актерского мастерства и отношения к театру. Он всегда приходил заранее на репетиции, а уж на спектакли вообще не позже чем за час.
- Были у него какие-то роли, где он сумел вас как режиссера по-настоящему удивить?
- Когда я дал ему роль Федора Карамазова, то вначале очень сомневался. Плятт по своей природе был полной противоположностью этому персонажу. Но на сцене вдруг обнаружил какую-то дотошность, скрупулезную мелочность в поведении и, я бы даже сказал, скандальную жестокость. Я был просто поражен тогда. Этих качеств я не наблюдал у Плятта даже в зародыше, хотя обычно актер всегда использует те краски, которыми он владеет. Это одна из лучших его ролей, и когда Плятт получил Госпремию, среди перечисленных в указе ролей был упомянут и Федор Карамазов. Он мог сыграть и трагическую роль, и в то же время был необыкновенно смешным комическим артистом. Такого актерского диапазона, как у Плятта, я не встречал никогда.
- Как он держался в театре? Был ли компанейским человеком или, напротив, сохранял дистанцию?
- Очень компанейским. Любил рассказывать анекдоты и байки о себе. Например, рассказывал, что в 30-е годы, перед войной, искупался в Москве-реке голый под стенами Кремля. Якобы его задержала милиция, но поскольку он к тому времени был уже известен по фильму "Подкидыш", его отпустили, но потом все равно исключили из профсоюза. Он дружил с Юрием Никулиным, и они постоянно обменивались новыми анекдотами. А вообще Ростислав Янович всегда сохранял в себе открытость и беззащитность. Очень трогательное у него было отношение к Фаине Раневской. Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости.