«Женщина не должна превосходить мужчину в жесткости и мускулах»

Режиссер Кшиштоф Занусси. Фото: Владимир Федоренко, РИА Новости

Кшиштоф Занусси в 72 года решил снять фильм об оголтелом феминизме


Сегодня в Екатеринбурге завершается фестиваль «В кругу семьи», одним из главных событий которого стал первый показ спектак-ля «Воспитание Риты» в постановке знаменитого польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси. Под занавес года премьера этого спектакля состоится сразу на двух столичных площадках. Обозревателю «Труда» удалось перехватить пана Кшиштофа в Москве между перелетами из Польши в Сибирь и обратно. Наша встреча состоялась в ИТАР-ТАСС, где мы провели полчаса в оживленной беседе, совмещая разговор о высоком с прозаическим поеданием сырников в местной столовой.

Пан Кшиштоф, расскажите для начала о новом спектакле.

— Я эту пьесу, навеянную сюжетом «Пигмалиона», хотел поставить еще лет десять назад. Но сбылось только сейчас. В современном искусстве есть тенденция: поощрять призами произведения, которые со всем пылом таланта и страсти утверждают, что человек ничтожен, жизнь безнадежна, а благие порывы обречены на поражение. Но тогда, извините, не стоит жить. Поэтому я искренне увлекаюсь, когда автор пьесы пытается подарить надежду. Как раз этим и зацепило меня «Воспитание Риты». В пьесе Уилли Рассела есть важная мысль о том, что человек обязан работать над собой, бороться за свое нравственное развитие, а не обреченно соглашаться с тем, что он таков, каков есть.

— А вам самому приходилось в корне менять свою жизнь?

— Неоднократно. Ведь я начинал свой путь как физик. Потом учился на философском факультете. А заканчиваю жизнь киношником. А еще меня тянули на дипломатическую службу, в политику: после того как рухнул коммунизм, разные силы хотели видеть меня в парламенте. И то, что я сижу сейчас перед вами не как дипломат, политик или чиновник, а как, извините, художник, — это для меня был непростой выбор. Но теперь думаю, правильный. Я говорю своим студентам: ваше достоинство — не только те роли, которые вы сыграли, но и те, от которых вы отказались, те рек-ламные ролики, в которых вы не снялись, те халтуры, которые вы проигнорировали.

— Работать сегодня в театре вам интереснее, чем в кино?

— Я всегда ставил спектакли параллельно с фильмами. В нашей профессии, как в хирургии, нельзя делать большие перерывы — надо постоянно быть в форме. Если я не находил денег на кино, работал в театре, писал сценарии и пьесы, читал лекции. Не знаю, откуда это, но во мне живет страх перед безработицей. В свои 72 года я спокойно могу уйти на пенсию, но я хотел бы вести активную жизнь и дальше.

— И когда все успеваете?

— Говорят, сутки имеют 24 часа. Но еще в юности я работал над тем, чтобы уплотнить время. С годами научился не терять ни минуты зря, прислушиваясь к биоритмам организма. Например, я знаю, когда есть тупое время, а когда творческое. В тупое бесполезно корпеть над белым листом бумаги — все равно ничего не высидишь, и тогда я делаю техническую работу. А в творческое время, да если еще подстегнуть себя чашечкой кофе, можно горы своротить. Я никогда не теряю время в самолетах, поездах — у меня всегда с собой сценарии на читку или нужная для работы книга. Вот и сейчас мы с вами продуктивно совмещаем приятный разговор с трапезой.

— А можете, скажем, поваляться день-другой на диване?

— На диване не валяюсь. Но иногда уезжаю в монастырь, чтобы посидеть в тишине среди молящихся людей, помолчать два-три дня, посмотреть на себя со стороны. Поскольку я не пользуюсь сотовым телефоном, мне это удается. Возвращаюсь в Варшаву готовым к новой работе.

— И каким будет ваш новый фильм?

— Это будет совместный проект с участием Польши, России, Италии. Мы уже отработали модель взаимодействия трех стран на фильме «Персона нон грата», где студия Никиты Михалкова «ТРИТ-Э» участвовала в производстве картины, а сам Михалков исполнил одну из главных ролей. Сейчас с российской стороны продюсировать картину «Чужое тело» будут Андрей Разумовский и его студия «Фора-фильм», а в одной из главных ролей снимется, надеюсь, одна ваша знаменитая актриса — к сожалению, не могу пока назвать ее имя.

— О чем будет кино?

— О таком сравнительно новом для наших стран явлении, как феминизм. Он, подобно холестерину, бывает плохим и хорошим. Так вот, я — за хороший феминизм, который дает женщинам все права наравне с мужчинами. Но я против феминизма, который требует, чтобы женщина стала еще более жесткой, эгоистичной, властной, мускулистой, чем мужчина. К сожалению, представительницы этого оголтелого феминизма имеют вес и влияние в Польше, и они целых полгода мешали мне запуститься с картиной.

— Чем вы им так насолили?

— Думаю, самим сюжетом. В нем действует одна такая вот фанатичная феминистка, лишенная семейных связей, зацикленная на карьере и деньгах. Возглавляя международную корпорацию, она подавляет подчиненных ей мужчин, потому что они ей мешают. О преследовании женщин было снято много картин, но о заговорах женщин против мужчин, по-моему, еще не было. И я хочу предупредить людей об этом отвратительном явлении. По планам уже в феврале мы запустимся с фильмом. Съемки пройдут в итальянском городке Аскона, Варшаве и Москве.

— В последнее время вы много работаете в России. Что вы находите здесь — деньги или вдохновение?

— Я просто чувствую здесь огромную энергию. У вас есть публика, которой интересно то, что происходит сегодня в стране и мире. Я вижу это на встречах, чувствую на премьерах. И у ваших людей есть интерес к диалогу. Во многих странах, где мне удается бывать, главенствует, увы, апатия. Люди равнодушны ко всему на свете: покажи им обезьяну — им это неинтересно, расскажи им про полет на Марс — тоже неинтересно, расскажи о теории Маркса — совсем неинтересно. Сидят, уткнувшись носом в свои дела. Я только что вернулся из Австралии — и там, увы, столкнулся с этим печальным феноменом. Россия сегодня напрочь лишена этого. У молодежи есть огромное желание найти свое место в жизни, вырваться из потока обыденности. Это уже признак живого общества. А живому интересно среди живых. 

Л.П. 12 Декабря 2012, 15:47
Ага, раньше у нас секса не было, теперь нет феминизма...
Kinoman 12 Декабря 2012, 09:30
Феминизм - это западные штучки. А в России никакого феминизма нет. Во всяком случае, пока нет. Рано Занусси бьет тревогу.
kleo 12 Декабря 2012, 08:21
Кшиштоф Занусси - идеалист. Кто сегодня откажется от лишнего рекламного ролика, от халтуры, которые принесут денег? Таких взыскательных художников уже не осталось. Может, только пан Занусси.




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?