- После прихода во Владивосток моряки решились на акцию протеста, потому что им уже пять месяцев не платят зарплату, - говорит капитан судна Александр Гусев. - И тогда судовладелец решил избавиться от строптивого экипажа. Но СОБРу не удалось согнать нас на берег. Экипаж "Олы" обратился в профсоюз моряков Владивостока. И он нас выручил. Вчера на борт поднялись представители Приморской транспортной прокуратуры и судебные приставы, которые наложили арест на судно. Постановление об аресте по иску профсоюза вынес Фрунзенский районный суд столицы Приморья. По словам председателя профсоюза моряков Владивостока Юрия Курнакова, если в ближайшее время компания-судовладелец "Кальта Ко ЛТД" не выплатит 17 членам экипажа долги по зарплате, то судно выставят на аукцион и продадут с молотка. После чего моряки получат свои деньги.
Это не единичный случай. Показательна история пяти транспортных рефрижераторов, которые принадлежали дальневосточной компании "Востоктрансфлот", а затем были переданы на баланс оффшорных компаний. В 1999 году все транспорты по решению суда Приморского края, принятому после тяжбы между акционерами "Востоктрансфлота", были арестованы в петербургском порту.
Во время простоя суда не приносили никакой прибыли, поэтому морякам зарплату не платили. Не было денег и на обслуживание. Новейшие рефрижераторы на глазах превращались, по словам одного из капитанов, в "консервные банки". Технически запущенные плавсредства стали представлять серьезную угрозу акватории петербургского порта, ведь не было средств на откачку накопившихся в цистернах нефтесодержащих отходов, которые в любой момент могли оказаться в Финском заливе. Не было ни воды, ни электроэнергии, моряки голодали. Профсоюз и в этом случае, как с "Олой", инициировал судебный процесс, который завершился принятием решения о продаже судов с аукциона.
В итоге пять транспортов были проданы за 4 млн. долларов, в то время как рыночная цена одного судна выше. Но среди претендентов только дальневосточная компания "Преображенская база тралового флота" смогла гарантировать срочное погашение огромного долга по зарплате -1,2 млн. долларов. Сразу после рождественских праздников последний из 120 моряков получил на руки деньги и улетел домой, во Владивосток.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Проанализировать ситуацию мы попросили вице-президента Российского профсоюза моряков Игоря Ковальчука.
- Подобные инциденты, к сожалению, повторяются все чаще в последнее время. Среди частных судовладельцев установилась порочная практика не платить зарплату. Заключая контракт на полгода, многие моряки не обращают внимания на замаскированные "хитрости" работодателя. Люди не глядя бумагу подписывают. А потом горько сожалеют. В контракте, например, часто записано, что во время плавания начисляется только аванс. А когда судно пришло в порт, и настало время окончательного расчета, его под тем или иным предлогом списывают на берег.
Тем не менее наш профсоюз всегда встает на защиту моряков. Таким образом мы только в прошлом году выиграли в суде несколько десятков спорных дел. Как правило, подобные инциденты возникают в небольших компаниях, зарегистрированных в оффшорных зонах.