КВАДРАТУРА КАВКАЗСКОГО КРУГА

Практически все отметили, что факт первого официального визита главы Российского государства в

Практически все отметили, что факт первого официального визита главы Российского государства в независимый Азербайджан, состоявшегося на этой неделе, имеет особое значение. "Историческим" назвал его и Гейдар Алиев. Может, слегка преувеличивал, говорил гостю приятное, согласно кавказским традициям? Есть, наверное, и это. Во всяком случае, многие комментаторы отмечают, что по большому счету прорывом в отношениях двух стран этот визит пока не стал.
Однако не стоит его значение и преуменьшать. Появилась надежда, что с этой встречи на государственном уровне начнется не только развитие взаимоотношений наших стран, но и укрепление позиций России в Закавказье, которые в последние годы сильно пошатнулись. Да, Армения - наш постоянный, стратегический партнер. Но отношения с Азербайджаном в последние годы, по сути, все время ельцинского правления, можно было охарактеризовать как стагнацию. А если учесть сегодняшнее обострение отношений с Грузией, то очевидно, что такой визит давно назрел.
Что же было главным в Баку? Подписано восемь документов - межгосударственных и межправительственных. Это прежде всего Бакинская декларация и совместное заявление "О принципах сотрудничества на Каспийском море". По мнению некоторых аналитиков, Гейдар Алиев получил наконец от Владимира Путина документально зафиксированную позицию России по карабахскому конфликту в обмен на поддержку Азербайджаном российской, а не американской позиции по ПРО. Однако так ли уж необходимо для нас слово закавказской республики в дискуссии по ПРО, когда точку зрения России уже поддержала такая, например, страна, как Канада? Важен сам факт, поскольку, как известно, Азербайджан давно ориентируется на Запад и Турцию. И этот факт говорит, скорее, о том, что Гейдар Алиев пытается уравновесить прозападную установку азербайджанского общества пророссийской, что, безусловно, непросто - слишком живуча обида на сильную Россию за непроясненную долгое время позицию в карабахском конфликте.
Гораздо существеннее для России участие в разработке богатств Каспийского бассейна, на которые давно нацелены взгляды Запада. И согласование интересов по проблеме Каспия чрезвычайно важно. О разделе Каспийского моря пять прибрежных государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) уже несколько лет никак не могут договориться.Недавно Россия выработала единый подход в этом вопросе с Казахстаном, теперь - и с Азербайджаном. Суть - вода общая, а дно делится на секторы, закрепленные за каждым прикаспийским государством. То есть свободное судоходство, но, скажем, нефть каждый разрабатывает на своем участке дна. Раньше Азербайджан, заметим, настаивал на разделе и дна, и водной поверхности, а Россия - на совместном использовании того и другого. Подписание лидерами двух стран заявления о едином подходе - серьезный шаг. Теперь из пяти прикаспийских стран, уже три договорились о принципах сотрудничества на Каспии.
В конце своего визита в Баку Владимир Путин сказал журналистам: "Если трудно договориться сегодня на многосторонней основе, мы будем договариваться на двусторонней". После чего, по мнению президента, эти договоренности станут общими. На вопрос корреспондента "Труда", будет ли Туркмения следующей страной в этой цепочке, Путин ответил: "Я недавно разговаривал с президентом Ниязовым, он предложил встретиться в Туркменистане всем главам прикаспийских государств. Я сказал об этом президенту Азербайджана, он согласился. В конце февраля - начале марта, думаю, мы эту встречу проведем".
Но вернемся на Кавказ. Три страны Закавказья и Россия (Северный Кавказ) по предложению нашего президента объединяются в так называемую "кавказскую четверку", чтобы общими усилиями стабилизировать ситуацию в этом конфликтном регионе. Наверное, не без усилий удалось склонить к этому Гейдара Алиева. Азербайджанский лидер отметил на пресс-конференции, что его стране "не так легко участвовать в таких мероприятиях", поскольку она находится в конфликте с Арменией. Но признал, что необходимость в такой "четверке" существует. Напомним, что, помимо нагорно-карабахского конфликта, есть и грузино-абхазская проблема, южно-осетинская, не говоря уже о Чечне, которая стала "головной болью" для всего Кавказа. Пора налаживать отношения в экономике, связи, транспорте, медицине, культуре общими силами. Посмотрим, потянет ли "четверка" этот тяжелейший воз.