Смогут ли Соединенные Штаты самостоятельно построить марсианский корабль? Нет, даже для супердержавы такая задача не по силам. Ее можно решить, только объединив усилия ряда государств. Особая роль принадлежит здесь России, обладающей бесценным опытом длительных пилотируемых полетов и изготовления, сборки сложнейших космических конструкций. Именно в нашей стране уже почти пять лет идет разработка международного марсианского проекта, предусматривающего высадку землян на Красную планету. Финансовую поддержку проекта осуществляет Международный научно-технический центр. Половину средств обеспечивает правительство США, половину - Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС). Россия вносит свой вклад уникальными исследованиями, конструкторскими разработками, испытаниями опытных образцов.
В реализации проекта участвуют самые крупные в отрасли российские предприятия и НИИ - Исследовательский центр имени М.В. Келдыша, Ракетно-космическая корпорация "Энергия", ЦНИИМАШ, институты медико-биологических проблем, космических исследований, геохимии, земного магнетизма, Центр имени М.В. Хруничева, госпредприятие "Красная звезда"... На реализацию первого этапа - проектирования - ушло четыре года (1999-2002). За это время был подготовлен 13-томный аванпроект, одобренный после детального рассмотрения Международным комитетом. На втором этапе (2003-2005) чертежи будут воплощаться в материал, обретут реальные контуры. Планируется начать эксперименты на макетах и опытных установках, отработку новых технологий.
Когда еще только разворачивались работы над проектом (да и в последующие годы), было немало скептиков, говоривших конструкторам и ученым: "Занимаетесь утопией, эти планы в ближайшие 100 лет не будут воплощены в жизнь. А в XXII веке будут найдены совсем другие решения. Так что впустую тратите силы, время и деньги". Но конструкторы загадочно улыбались и продолжали увлеченно заниматься своим делом.
Идет подготовка к полету и в Институте медико-биологических проблем. В ближайших планах - экспериментальный "полет" шести человек в наземном модуле. Испытатели проведут в замкнутом пространстве 500 дней (примерно столько продлится реальный полет на Красную планету и обратно), взяв с собой около трех тонн воды и пять тонн пищи. Рацион будет пополняться зеленым салатом из бортовой оранжереи. И вообще замкнутая биотехническая система обеспечит круговорот веществ, в том числе восстановление воды и кислорода из продуктов жизнедеятельности членов экипажа. Особое внимание в институте уделяется обеспечению радиационной безопасности космонавтов при полете по трассе Земля - Марс - Земля. Осенью прошлого года эти вопросы подробно обсуждались на второй международной конференции в Дубне.
Как видим, подготовка к полету на Красную планету продолжается не первый год, причем весьма интенсивно. Важно подчеркнуть, что объединенная Европа уже сделала выбор: в долгосрочной программе "Аврора" высадка землян на Марс названа главной, стратегической целью. Теперь этот проект обсуждается в высшем руководстве США. Интерес проявляет и ряд других стран.
- Идея, образно говоря, овладевает и массами, и специалистами, и политиками, государственными деятелями, - говорит руководитель отдела космической энергетики Центра Келдыша, координатор работ по марсианскому проекту Виталий Семенов. - И поэтому подписание межгосударственных соглашений вполне может состояться в конце 2004-го или в следующем году. Сроки здесь имеют принципиальное значение. Ибо на реализацию такого грандиозного проекта требуется 17-19 лет. А "окно" для полета с Земли на Марс открывается всего один раз в 15-17 лет - во время "великого противостояния" этих планет, когда они сближаются на минимальное расстояние. Ближайший такой благоприятный период будет в 2017-2018 годах, следующий - в 2030-2032-м. Мы начали заблаговременно работать над проектом, чтобы не терять времени, пройти первые два этапа (в общей сложности это 7 лет), чтобы не начинать подготовку к полету с чистого листа после подписания межгосударственных соглашений. Многие чертежи уже изготовлены. На нынешнем, втором этапе будут отрабатываться и испытываться модели, конструкции, технологии. После завершения этого этапа в 2005-м потребуются более существенные ассигнования, чтобы начать размещение серьезных заказов в промышленности. Такие средства могут быть выделены только после того, как США, Россия, Европа и, возможно, другие страны договорятся об отправке пилотируемой экспедиции на Красную планету. Если соглашение будет подписано в 2005-м, то мы успеваем стартовать в 2016-м. А готовность проекта на сегодня оценивается в 30 процентов.
- Виталий Феликсович, по сообщению Би-би-си потенциальный соперник Буша на президентских выборах демократ Ховард Дин считает, что американская экономика просто не потянет такой проект. "У нас и так дефицит в полтриллиона долларов, - заявил Дин. - Эта программа не стоит того, чтобы банкротить страну". Не станут ли препятствием для реализации проекта непомерные расходы?
- Их нельзя назвать непомерными. Проект оценивается примерно в 20 миллиардов долларов. На долю каждой страны, которая подпишет соглашение, придется от 1 до 4 миллиардов, причем в течение 10 лет. Разве 100 или 200 миллионов долларов в год - неподъемная сумма для развитого государства? Проект, думаю, стоит того. В марсианском экипаже будет 6 человек - командир, пилот, бортинженер, врач, двое ученых (биолог и геолог). Трое останутся в корабле на орбите Красной планеты, а трое - врач и двое ученых - в спускаемом аппарате высадятся на поверхность Марса. Они будут работать там больше месяца, затем вернутся на корабль, который отправится в обратный путь.
- В программе, которую собирается объявить Джордж Буш, большое место отводится возобновлению полетов астронавтов на Луну и строительству в перспективе постоянно обитаемой лунной базы. Насколько, по-вашему, целесообразно браться за реализацию сразу двух проектов?
- Необходимость "колонизации" Луны, на мой взгляд, может возникнуть не ранее 2050 года, когда добыча ценных полезных ископаемых там будет обходиться дешевле, чем на Земле. Использовать же Луну в качестве промежуточной базы при полете к Марсу совершенно не имеет смысла...
- Но можно, видимо, проверить на Селене технологии, испытать конструкции, например, спускаемый аппарат?
- Нет, нельзя, потому что условия на Марсе и Луне различные. Например, на Красной планете атмосфера, хоть и очень разреженная, но все-таки есть, а на естественном спутнике Земли - нет. Так что использовать Луну как испытательный полигон нецелесообразно, не говоря уж об огромных затратах. И вообще не очень понятно, зачем американцам сейчас новая лунная пилотируемая программа? Она может обойтись в 100-200 миллиардов долларов. На Луне были и астронавты, и наши самоходные аппараты, на Землю доставлен грунт, что еще надо?
- А чем интересен пилотируемый полет на Марс, где сейчас работает американский научно-исследовательский комплекс, смонтированный на шестиколесном вездеходе?
- Красная планета хранит много тайн - хватит и для автоматических станций, и для десанта ученых. Помимо всего прочего, только Марс может стать в будущем для землян запасной планетой на случай, если на Земле, допустим, после космической катастрофы жить окажется невозможно...
...В беседе с Семеновым мы не касались такого сложного момента, как будущее Международной космической станции (МКС). Не секрет, что в США все больше политиков, государственных деятелей говорят о резком падении общественного интереса к станции, которая, мол, требует много денег и мало что обещает взамен. И если Соединенные Штаты переключатся, скажем, на дорогостоящую лунную программу, то они должны будут ясно объяснить, что же будет с МКС, в которую вложены десятки миллиардов долларов. В строительстве звездного дома участвуют кроме США и России многие страны - европейцы, японцы, канадцы. Отказ Америки от дальнейшего участия в этом международном проекте означал бы не только "потерю лица" крупнейшей державы, но и невозможность привлечь партнеров к новым программам. Другое дело - марсианский проект. Один из возможных вариантов - использование станции для космических испытаний, отработки конструкций марсианского корабля, спускаемого аппарата. Впрочем, что на самом деле решат в США, мы, видимо, скоро узнаем.