БЕТХОВЕН В ШЕСТЬ УТРА

Рождественские дни принесли долгожданный подарок любителям классической музыки: восстановило свое вещание радио "Орфей".

Единственный на всю страну канал, передающий классику, много раз пытались закрыть, завладеть волной, перепрофилировать... На сей раз испытание выпало особенно суровое: из-за выросших расценок на аренду помещения (которое станция снимает у государственной телерадиокомпании "Культура"), из-за роста других расходов пришлось сократить объем вещания.
- Нам предложили в целях экономии закрыть санкт-петербургский передатчик, - рассказывает главный редактор "Орфея" Наталья Сенкова. - Но это было бы несправедливо по отношению к огромной аудитории региона. Вот и пришлось пойти на сокращение времени вещания всей станции с 18 часов в сутки до 11.
На "Орфей" буквально обрушился поток тревожных писем слушателей. Пошли письма и в Минпечати, и в Госдуму. Писали из Саратова, Перми, Екатеринбурга, других городов, где слушают "Орфей", - ведь общая аудитория станции, по некоторым оценкам, достигает 20 миллионов человек. В поддержку "Орфея" выступили многие средства массовой информации, в том числе "Труд", справедливо отмечавший в своих публикациях, что стране, считающей себя культурной, стыдно при наличии десятков радиостанций, передающих исключительно поп-музыку, не иметь хотя бы одного полноценного канала, по которому можно услышать шедевры Бетховена, Чайковского, Шостаковича...
Сейчас дополнительные деньги Министерством печати выделены. Но, замечает Наталья Георгиевна, это не значит, что будущее безоблачно. В руководстве федерального государственного учреждения "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр", куда год назад "влили" "Орфей", дали понять, что тарифы будут расти и впредь, а значит, вскоре ситуация может повториться.
Есть и другие трудности. "Орфей" после вхождения в телерадиоцентр зачем-то искусственно был расчленен на четыре подразделения - редакцию СМИ "Орфей", отдел хранения фонограмм, группу радиовещательной сети и студию звукозаписи. Вздумай кто-то из высоких чиновников вновь выделить "Орфей" в самостоятельную станцию - она запросто может остаться и без фонотеки, которую ее же редактора создавали, и без радиосвязи, и без звукорежиссеров, не говоря уж об аппаратуре. Более того, за все это в духе нашего времени придется платить немалые деньги. Допустим, запланирует "Орфей" повтор своих же передач из многолетнего цикла "Христианский православный час", а за пользование фонограммами с него попросят кругленькую сумму.
Нынче из творческого состава "Орфея", некогда исчислявшегося десятками людей, осталась дюжина энтузиастов. Их зарплата мизерна. И все равно орфеевцы вынашивают интересные планы. Например, продолжается международный музыкальный фестиваль "Радио "Орфей" представляет", в рамках которого проходит цикл концертов-трансляций из Малого и Рахманиновского залов Московской консерватории. Здесь уже выступили прославленные музыканты - пианист Николай Луганский, виолончелист Александр Князев, скрипач Илья Грингольц, а вскоре ожидаются его коллега Родион Замуруев, певица Татьяна Куинджи и пианист Михаил Аркадьев, именитые гости из Польши, Испании, других стран...
"Орфей" - одна из немногих отечественных радиостанций, входящих в Европейский вещательный союз, и единственная, чья деятельность включена в программу ЮНЕСКО. Именно поэтому ее слушатели имеют возможность знакомиться с записями лучших музыкантов мира, а публика зарубежных стран - с композиторским и исполнительским творчеством российских музыкантов. "Орфей" - традиционный соорганизатор Международного фестиваля православной музыки, проходящего в России с конца 80-х годов. И не знаменательно ли то, что который уже год день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II отмечается в феврале при участии "Орфея" в концертной студии на Малой Никитской?
- Кстати, наша станция работает по благословению Святейшего Патриарха, - замечает Наталья Сенкова. - Видите, вот эта икона Рождества Христова подарена самим Первосвятителем. Мы верим: она поддерживает нас и наших слушателей.