11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКОЛЬКО ЛЕТ УДАРНОЙ

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 13 Января 2004г.
В нынешнем году эта стройка отметит юбилей - 25-летие... Первое, что бросается в глаза на КПП у въезда на станцию Горская, - это огромный планшет с поблекшим лозунгом: "Всесоюзная ударная комсомольская стройка". Чуть левее - еще один, с призывом завершить эту самую ударную "в сжатые сроки".

Несмотря на шлагбаум, впрочем, поднятый, никто меня на пропускном пункте не остановил. По неровной асфальтовой дороге выезжаю к шлюзам. Точнее, к тому, что должно быть шлюзами. Пока это просто гигантские бетонированные сооружения, поднимающиеся над Финским заливом. Таковых на дамбе протяженностью 25,4 км должно быть в общей сложности шесть.
На недостроенной дамбе в течение последних полутора десятков лет (а "заморозили" стройку в конце 80-х) проводились определенные технические работы. Без разрушений все же не обошлось. В частности, у шлюзов - гнилой кров, у тела дамбы, в тех местах, где берег не укреплен, - размывы. Специальная экспертная комиссия признала их несущественными. Нового проектирования защитных сооружений не требуется. Правда, те корректировки, что требуется внести в имеющуюся проектную документацию, изменят ее... процентов на 50, не меньше. Они коснутся прежде всего той части комплекса, которая "завязана" на автоматике. Будут удлинены в соответствии с международными нормами судопропускные сооружения.
Минувшим летом в Петербурге много разговоров было о том, что "рабочих на дамбу кинули, а денег за работу не платят". Выяснила: действительно, была задержка с выплатами. Но в сентябре получили все сполна. Вышло, что среднемесячная зарплата у специалистов низшей категории - 15 тысяч рублей (для сравнения: по городу - 5 тысяч). Однако же - недовольны, считают, мало. Погодные условия, мол, не учитываются.
Погода и в самом деле на дамбе не балует. Место это открыто всем морским ветрам, холодным и резким, часто с дождями.
Когда комплекс в Финском заливе близ Кронштадта только задумывался, иной задачи для него, кроме защиты Северной Венеции от наводнений, не предполагалось. Сейчас эта цель не только не единственная, но, пожалуй, уже и не самая главная.
- Возобновление работ на дамбе стало возможным во многом благодаря тому, что роль ее за минувшие годы заметно возросла, - говорит Борис Пайкин, генеральный директор Северо-Западной дирекции Госстроя РФ. - Завершив здесь все работы в полном объеме, мы получим мало того что заслон наводнениям, но и самый современный в стране портовый комплекс международного значения. Кроме того, сможем "замкнуть", наконец, западное кольцо столь необходимой Петербургу кольцевой автодороги. Я уж не говорю о том, как ожил Кронштадт, связанный теперь с нашим городом не только водной, но и автомобильной - через Горскую - дорогами.
- Финансирование, думаете, будет на этот раз стабильным?
- Для завершения строительства дамбы необходимо примерно 450 миллионов долларов. Подписан и уже вступил в силу кредит на 240 миллионов под гарантии российского президента с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Общая сумма иностранных инвестиций достаточно большая. По договору с зарубежными инвесторами российская сторона должна вложить 30 процентов от суммы их финансирования (700 -800 млн. рублей). В прошлом, 2003 году мы получили из федерального бюджета 250 млн. На 2004 год просим 700 - 900 млн. Пока оснований для беспокойства в том, что касается финансирования, у нас нет.
Интерес у европейцев к дамбе очень большой. Доказательством тому стал тендер на проведение первоначальных (после возобновления строительства) работ, в котором принимало участие несколько ведущих зарубежных компаний. Выиграла же его петербургская фирма. А вот за корректировкой проекта, точным следованием ему будут следить инженеры-консультанты уже фирмы английской. Интерес этот легко объясним: когда новый порт откроется для торговых и пассажирских судов, участвовавшие в его сооружении компании получат определенные льготы.
Тем, кто вместе с Госстроем взялся довести "до ума" начатую почти четверть века назад "ударную стройку" в Финском заливе, приходится решать множество непредвиденных проблем, "выросших" вместе с бурьяном на "замороженной" дамбе. Бурьян - не метафора. Почти все лето боролись здесь с ним специально нанятые для этого рабочие. Как признался мне директор по строительству комплекса Виктор Люкшин, "кустарники всплыли случайно", никто не предполагал, что потребуется столько времени для их выкорчевывания.
А вот в борьбе с рыбаками-любителями побеждают пока последние. Они так полюбили дамбу с ее удобными "выходами" к самым глубинным местам залива, к тишине вокруг, что решительно не хотят никуда уходить. Возможно, просто привыкли к временности всех здешних работ.
...Стоя у прорана на специальной смотровой площадке, я глянула оттуда на дамбу. Даже недостроенная, она производит сильное впечатление. Когда же введут ее в строй, то пойдут через пропускные сооружения океанские лайнеры, морские и речные корабли, а по тоннелю, протяженностью более 20 километров, - машины. Когда приведут в порядок прилегающую территорию, можно представить, сколь грандиозно все это будет смотреться! А, главное, эффективно работать - на город, его жителей. На всю страну. Лишь бы на этот раз - достроили.
ПОСТСКРИПТУМ
Строящиеся на дамбе судопропускные сооружения позволят проводить в сутки не менее четырех судов водоизмещением 100 тысяч тонн и примерно 70 - 80 судов водоизмещением от 7 до 25 тысяч тонн.
Сдача комплекса защитных сооружений "под ключ" запланирована на 2008 год. По подсчетам специалистов, окупиться все работы по строительству при грамотной его эксплуатации должны за 7 - 8 лет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников