О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ ПУТИН С НАЗАРБАЕВЫМ

Вечером - Новосибирск, утром - Алма-Ата. Вообще-то совещание по информационным технологиям в Доме ученых новосибирского Академгородка закончилось уже за полночь.

Тем не менее после трехчасовой дискуссии с министрами, академиками и руководителями регионов Владимир Путин еще зашел в зал, где шла видеотрансляция для журналистов.
Деверсификацию российской экономики, перевод ее от сырьевой направленности к инновационной Путин назвал "одной из важнейших задач", а одним из инструментов в этом деле - создание зон со специальным режимом - экономическим, налоговым, таможенным. Он заметил, что споры об этом идут уже несколько лет, но сейчас решено: "зоны создавать будем".
Речь идет, напомню, об особых экономических зонах (ОЭЗ), в которых сосредоточатся научные, интеллектуальные ресурсы регионов, будут созданы благоприятные условия для инновационного прорыва. Один из основных - вопрос снижения налоговой нагрузки. Вот тут подходы Минэкономразвития, Минфина, налогового ведомства расходятся. Это проявилось и на совещании. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов высказал опасение, что эти зоны "будут работать, как пылесосы", оттягивая и ресурсы, и идеи, и предложил "выделить специализацию", уточнить формулировки по ИТ-зонам, чтобы льготами для них не могли воспользоваться промышленные компании. Ему возразил президент крупнейшей российской компьютерной компании IBS. А президент поддержал, но лишь в части стремления к точности формулировок. А Шаталов гнул свое и привел пример, как может уйти от налогов зарегистрированная в ОЭЗ фирма, но производящая комплектующие за пределами зоны. Герман Греф категорически отверг даже возможность этого: "Весь продукт производится внутри ИТ-зоны, и такой проблемы не существует". Спор между Грефом и Шаталовым перешел в перепалку. Подлил в него масла и руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков.
Владимир Путин некоторое время внимательно слушал всех, но когда спор принял неконструктивный характер, вмешался. Он сказал, что "надо точно и ясно" все сформулировать, и, обращаясь к Шаталову: " Но я прошу - сделайте это быстрее!". Президент не скрыл, что не доволен тем, как тянется подготовка законопроекта об особых экономических зонах, что к совещанию некоторые чиновники подготовились неважно. "Надо было закон внимательно читать, - заметил он, - мы же не чай здесь пить собрались!" И решительно потребовал назвать точные сроки готовности законопроекта.
Теперь ясно: до 1 марта этот проект должен быть внесен в Думу. И по вопросу снижения единого социального налога (ЕСН) в сфере информационных технологий тут поистине была проявлена политическая воля. Владимир Путин резюмировал: "Мы договорились, что он (ЕСН. - О.С.) будет снижен до 14 процентов с сохранением регрессивной шкалы".
И совсем глубокой ночью, практически под утро, президентский самолет приземлился в культурной столице Казахстана. В Алма-Ате - настоящая зима, легкий морозец. Погода лыжная, к тому же Казахстан - первый по рейтингу горнолыжный курорт в странах СНГ. Похоже, однако, что Владимиру Путину не удастся воспользоваться этими прелестями - беседа с Нурсултаном Назарбаевым затянулась. Вопросов для обсуждения было намечено так много, что в начале беседы наш президент даже выразил легкое сомнение, что они успеют все их обсудить.