ТРЕТЬЯ БЕДА РОССИИ - МОНЕТИЗАЦИЯ

- Люди воспринимают ситуацию так, что идет наступление - если можно так сказать - на их

- Люди воспринимают ситуацию так, что идет наступление - если можно так сказать - на их жизненный уровень, - считает доктор экономических наук, публицист Геннадий ЛИСИЧКИН. - Если судить по официальной информации, у нас и цены растут медленно, и инфляция невысокая. Но на бытовом уровне все мы ощущаем, что это не так. Об этом, в частности, говорят данные исследования Аналитического центра Юрия Левады. Судя по опросу, более 40 процентов россиян считают, что живут в бедности. Затевать заведомо непопулярную реформу в такой обстановке - шаг не самый разумный. Я уже не говорю о том, как проводится в жизнь этот закон, как пенсионеров выбрасывают из троллейбусов.
- Можно ли сказать, что денежные компенсации не заменяют в полном объеме прежние натуральные льготы?
- Это очевидно. Моей жене 76 лет, она инвалид второй группы. Недавно ей принесли компенсацию - 550 рублей. Это ничтожно мало. Я регулярно хожу в аптеку, покупаю жене лекарства. И никогда не трачу там меньше 1000 рублей. А ведь есть еще и транспортные расходы. Хорошо, что москвичи-пенсионеры могут ездить в пределах столицы бесплатно. Но скоро придет весна. И на свои садовые участки устремятся тысячи пожилых людей. Основной транспорт - электрички. Раньше проезд был бесплатный, теперь эта льгота осталась только у ветеранов войны, инвалидов и чернобыльцев. Ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий будут вынуждены платить за билеты. И это наверняка вызовет новый всплеск возмущения.
- Что нужно делать, чтобы этого не случилось?
- Правительство обязано поднимать благосостояние не за счет льгот, которые выдают как милостыню на паперти, а дать людям возможность зарабатывать. Например, возродить кооперацию, наладить скупку сельхозпродукции, выращиваемой на приусадебных участках, продавать пенсионерам по льготным ценам комбикорм и удобрения. Система льгот - неважно в денежной или натуральной форме - делает из человека иждивенца, разлагает психологически. К сожалению, все разговоры о том, что нужно поднимать малый бизнес, до сих пор ни к чему существенно не привели.
- В США при президенте существует консультационный совет из ученых, экономистов, которые "просчитывают" последствия принятия того или иного закона. Консультировали ли наши экономисты российское правительство, когда шел процесс разработки закона о монетизации?
- В России есть традиция, которая идет со сталинских времен: никогда не советоваться с учеными. Чиновники принимают решение самостоятельно, так, как им выгодно. Это легко, поскольку никто из них не несет ответственности за последствия. Те ученые, с которыми я общаюсь в академической среде, не скрывали своего резко отрицательного отношения к идее монетизации льгот. Но их мнения никто из членов правительства не спрашивал. И, думаю, напрасно.
Андрей ПОЛУНИН.
ПИКЕТ ДОБИЛСЯ ПОБЕДЫ
Льготники нефтяной столицы Татарстана Альметьевска, в течение трех дней митинговавшие на центральной площади и перекрывавшие проспект Ленина под лозунгом "Оставьте нам льготы и бесплатный проезд!", добились первой победы: администрация города снизила плату за проезд в общественном транспорте для пенсионеров и инвалидов с 7 до 3 рублей!
Правда, такая "льготная" цена продержится лишь в январе, пока льготники не получат свои ЕДВ. В взбунтовавшийся город срочно прибыли вице-премьер РТ и министр соцзащиты, которые пообещали митингующим "разобраться". И это не первое массовое выступление в республике против "монетизации" льгот и новой социальной реформы.
А мэрия соседнего Нижнекамска решила не дожидаться народного бунта и пустила по городу несколько бесплатных трамвайных и автобусных маршрутов для льготников, на которых пенсионеры могут без пересадки добраться до любой больницы.
Евгений УХОВ.
КАЗАНЬ.