Результаты свежего опроса опровергают оптимистические заявления высокопоставленных чиновников Министерства здравоохранения и социального развития, утверждавших, что только 0,51 процента рецептов не были обслужены в срок (по состоянию на 7 ноября 2005-го) и еще по очень небольшому количеству рецептов (0,62 процента) было отказано в выдаче лекарств. Расхождение в цифрах, полученных социологами и озвученных Минздравом, - многократное. Кто же прав - пациенты или ведомство? Данные Счетной палаты, которая в последний рабочий день минувшего года на заседании коллегии наглядно и подробно проанализировала ситуацию с лекарственным обеспечением льготников, свидетельствуют не в пользу министерства. О результатах глубоких проверок, проведенных в январе - декабре 2005-го, мы беседуем с аудитором Счетной палаты Валерием ГОРЕГЛЯДОМ.
- Валерий Павлович, после провального, неподготовленного первого этапа монетизации льгот в январе - феврале прошлого года чиновники, имеющие отношение к этой реформе, постоянно убеждали россиян, что ошибки исправлены и все наконец стало хорошо. Каково положение в действительности? Известно ли, например, сколько выписанных врачами рецептов остались "неотоваренными"?
- Да, есть точные данные. На 1 ноября 2005-го в рамках лекарственного обеспечения льготников было выписано 108 594 161 рецепт. А в аптеках обслужено, по данным Росздравнадзора, существенно меньше - 102 850 498, то есть 94,7 процента. Это, в общем-то, соответствует результатам социологических исследований. Если исключить мотивированные отказы, то получается, что по четырем с половиной миллионам выписанных рецептов граждане не получили необходимых им лекарств. Это серьезно. Ведь за каждым таким отказом - переживания, нервотрепка, наконец, перерыв в лечении больного человека, который вместо ожидаемой помощи получил, образно говоря, "от ворот поворот". 4,5 миллиона стрессов - недопустимо высокая цена просчетов, допущенных в ходе реализации в целом нужного и полезного дела. В некоторых регионах каждый шестой рецепт, выписанный льготнику, не был "отоварен". Словом, несмотря на то, что многие ошибки действительно удалось исправить, в том числе благодаря существенному увеличению финансирования и принятым организационным мерам, все-таки признать нынешнюю ситуацию с лекарственным обеспечением вполне удовлетворительной нельзя.
- Почему же отказывают аптеки посетителям? Нет лекарств? Но ведь министр Михаил Зурабов не раз говорил, что медикаментов даже больше, чем надо...
- Если брать стоимостные показатели, то действительно на складах находится трехмесячный товарный запас медикаментов. Но это, так сказать, по "общему валу". На самом же деле одних препаратов больше, чем требуется, других - не хватает. В целом в масштабах страны нехватка лекарственных средств по ассортименту составляла на первое ноября 42 процента (имея в виду международные непатентованные наименования) и 58 процентов - по торговым названиям. То есть примерно половины препаратов, которые включены в списки, время от времени не было в наличии.
Уполномоченные фармацевтические организации оказались не готовы обеспечить в 2005-м поставки медикаментов в полном объеме. В результате в аптеках отсутствовали многие жизненно важные лекарства, например, для лечения сахарного диабета, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, нервной системы. Стоит ли удивляться, что почти половина федеральных льготников отказалась на 2006-й от набора социальных услуг.
- Странно все-таки: ведь и деньги государство выделило, и склады полны, и всевозможные постановления приняты, а нужных лекарств в аптеках зачастую нет.
- Да ничего странного, ситуацию легко объяснить. Вот главные причины. Во-первых, потребность в препаратах на местах нередко определяли на глазок, и на этой шаткой базе составляли заявки. Во-вторых, мощность российских предприятий по производству лекарств оказалась явно недостаточной, чтобы удовлетворить резко возросший спрос на медикаменты в необходимые сроки. В-третьих, уровень компетенции медицинских работников порой оставляет желать лучшего. В-четвертых, у нас вообще отсутствует система управления имеющимися товарными запасами лекарств. В-пятых, поставки медикаментов в ряде случаев своевременно не оплачиваются, и фирмы не спешат отправлять следующие партии.
- Разве нельзя было все это отрегулировать заранее? В чем все-таки, по-вашему, фундаментальные ошибки реформаторов в сфере здравоохранения?
- Начну с того, что столь серьезные новации, затрагивающие десятки миллионов людей, требуют тщательной подготовки - как на федеральном уровне, так и в регионах. Реформе должна была предшествовать настройка сложного механизма, включая организационные, экономические, технологические, юридические, контрольные и иные аспекты. У нас же изначально недооценили сложность предстоящих новаций. Разработка 122-го закона и его реализация проходили в весьма сжатые сроки, без скрупулезной подготовки, что и привело к серьезным сбоям.
Это может показаться невероятным, но даже точной численности льготников в начале 2005-го никто не знал. Во второй половине года федеральный реестр увеличился по сравнению со вторым кварталом на 476 605 человек (или на 6,3 процента). Выходит, ранее чиновники "потеряли" где-то полмиллиона граждан. А всего к 1 декабря федеральный реестр расширился до 14 711 389 человек.
Другой пример. Начиная реформу, не провели элементарных расчетов, не определили, сколько нужно аптечных учреждений для обслуживания льготников. Сегодня в этой программе участвуют 12 687 аптек, что существенно меньше необходимого количества. Особую остроту вопрос приобрел на селе. Деревенские жители нередко жалуются: за лекарством надо ехать в город, а это больному человеку и трудно, и дорого.
- Но не так-то просто узнать, в каких селах есть льготники, имеется ли там аптека, а в каких населенных пунктах - нет? На составление такой обобщенной карты, наверное, ушло бы много времени...
- Нет, эти данные на самом деле получить не сложно, если есть полный федеральный реестр. Вопрос в другом. Министерство здравоохранения и социального развития не разработало соответствующие нормативы. В частности, и сегодня никто не скажет, сколько требуется аптечных учреждений в зависимости от численности льготников и удаленности населенных пунктов.
Далее, готовясь к реформе, следовало заранее определить на конкурсной основе широкий круг поставщиков медикаментов. Но Росздравнадзор поначалу отобрал почему-то только 5 таких фирм, незаконно ограничив конкуренцию на рынке фармацевтических услуг. И только потом, когда хлынул поток жалоб из регионов на острую нехватку лекарств, было дополнительно привлечено 133 (!) оптовые фармацевтические организации и региональных склада. 13 из них осуществляют закупку и поставку медикаментов для регионов. Почему же, спрашивается, нельзя было сделать это с самого начала?
Тормозит реализацию 122-го закона и недостаточная техническая оснащенность аптек, больниц, поликлиник. Не все из них имеют компьютеры, программное обеспечение. А без этого невозможно в режиме реального времени заниматься эффективным лекарственным обеспечением.
Так что главный урок состоит в том, что в социальной сфере надо всегда семь раз отмерить, в том числе, возможно, провести эксперимент на одной или нескольких территориях, проанализировать результаты, прежде чем приступать к реализации значимых проектов в общероссийском масштабе.
- В нашу редакцию приходит много писем о росте цен на медикаменты. Что показали проверки Счетной палаты?
- Они подтверждают справедливость жалоб читателей "Труда". Выявлено немало фактов, когда лекарства, отпускаемые льготным категориям граждан, стоят дороже таких же препаратов в коммерческой продаже. Вот один из многих примеров. В Воронежской области цена на карбамазепин была выше, чем в обычной рознице, на 74 процента, а на ко-тримоксазол - почти в полтора раза. Хочу подчеркнуть: повышение цен в одном секторе фармрынка становится своеобразным ускорителем общей раскрутки инфляции. Если, скажем, коринфар стал дороже для льготников, то и в обычной продаже цена его вскоре подрастет. Получается замкнутый круг.
Ситуация требует серьезного анализа и оценки. Ценовая политика на рынке льготных лекарств нуждается в существенной корректировке.
Счетная палата в ближайшее время направит в Минздравсоцразвития, Росздравнадзор, Фонд социального страхования соответствующие представления для принятия мер по устранению вскрытых нарушений. Отчет о результатах комплексной проверки направляется также в палаты Федерального Собрания, правительство России и полномочным представителям президента в федеральных округах.