СЛОНИХЕ КНУТ НЕ НУЖЕН

Знаменитая дрессировщица Нина Корнилова в свои 80 выходит на манеж Цирка на Цветном бульваре с такой же радостью, как в 17. Она души не чает в своих гигантских питомцах, "девочках" Претти и Герде. За годы работы в цирке у нее было 15 слонов. Первого, индийского, звали Сиам. Шел 1944 год, танцовщица Нина Корнилова, миниатюрная худенькая девушка, по ходу спектакля должна была сесть на слона. Не удержалась - руки-то слабые, нетренированные, и Сиам выбросил артистку во второй ряд.

В цирке были одни военные, вот к ним на колени она и упала. Хохотал весь зал, только ей было не до смеха. После такого случая твердо решила уйти из цирка. Отговорила свекровь, Мария Ивановна Корнилова, жена знаменитого дрессировщика Александра Николаевича Корнилова. "И вот до сих пор я на манеже, - рассказывает Нина Андреевна. - Работала танцовщицей в аттракционе мужа, выступала с медведями, но моя любовь - слоны".
Обычно дрессировщики используют методы кнута и пряника. Со слонами кнута нет и быть не может. Его заменяет громкий, строгий голос. Хорошо отработали - Корнилова их хвалит: "Вы мои миленькие, хорошие, молодцы, все правильно сделали!" Плохо - ругает. Они голову опускают, стесняются. "Мои слонихи ведут себя почти по-человечески и очень дружные. Обнимают друг друга хоботами, на ушко что-то шепчут и даже спят в обнимку. Самое опасное в работе со слонами - испуг. Животное в страхе сметает все, затопчет человека в секунду. У дочери Нины Корниловой, тоже дрессировщицы слонов Таисии Корниловой был подобный случай. Причем напала любимица - слониха Флора. Пришлось с ней расстаться - Флора теперь в зоопарке.
Как-то у Корниловых заболел слон, похудел, ничего не ест, рот не открывает. Дрессировщики не могут понять, в чем дело. Вдруг два слона, которые стояли рядом, полезли хоботами к "больному" в рот и вырвали зуб. Поняли, что его беспокоит, и сообразили, как помочь.
"Если бы свекор увидел, каких цирковых высот сегодня достигли эти животные, сильно бы удивился, - продолжает Нина Андреевна. - Одна из моих "девочек", например, умеет в стойке крутить на задней ноге хулахуп - этот трюк занесен в книгу рекордов Гиннесса, вторая играет на губной гармошке". К слову, за трюком с хулахупом - год ежедневного труда, без выходных, отпускных и праздников. Да, в общем-то, каждое, даже нехитрое, движение слоновьей ноги стоит нескольких месяцев работы дрессировщика.
В гримерку, где мы сидим с Ниной Андреевной, то и дело забегают люди. Она извиняется: "Вы уж извините, что на ходу приходится говорить, скоро выступление, завтра юбилейный вечер. Хлопоты, поздравления, гости, подарки, а я думаю о другом: как буду жить, когда придется уйти из цирка? Рано или поздно этот день настанет, ведь я, пожалуй, единственный долгожитель в дрессуре.