Понаехали и возят

Водить маршрутки c 1 января должны исключительно россияне

На водителей из стран бывшего СССР россияне всегда вешали всех собак. И город плохо знают, и правила нарушают, и говорят по-своему.

Массовое недовольство граждан подхватили столичные власти. Летом 2009 года департамент транспорта и связи правительства Москвы обратился в Федеральную миграционную службу с просьбой обнулить квоту на прием иностранных граждан на работу, связанную с пассажироперевозками. «Связано это с соображениями безопасности. К водителям общественного транспорта предъявляется множество различных требований — от состояния здоровья до знания города и языка. Не все трудовые мигранты выдерживают их», — рассказала «Труду» руководитель пресс-службы департамента Елена Крылова.

На сегодняшний день каждый пятый водитель маршрутки в Москве — иностранец. И их работодатели не согласны с чиновниками. «Работники из стран бывшего СССР показывают себя не хуже, а иногда и лучше, чем наши сограждане», — считает пресс-секретарь компании «Мострансавто» Евгений Малюта. Особенно ценными кадрами были мусульмане: они не пьют и почти никогда не опаздывают.

Представители транспортных компаний критично отзываются о решении чиновников. «Конечно, теперь приходится отказываться от услуг иностранных работников: когда человек увольняется или заканчивается срок его договора, на его место мы ищем сотрудника с российским гражданством, — комментирует Евгений Малюта. — Но это тяжело, и кадровые трудности непременно возникнут. Скажем, жители ближайшего Подмосковья достаточно избалованы в вопросах поиска работы — водить маршрутку за 22–25 тысяч рублей в месяц они не пойдут».

По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, обвинения в адрес иностранных водителей ничем не подтверждаются.

«У нас нет данных, которые подтверждали бы, что уровень ДТП с участием водителей-иностранцев выше, чем с участием наших соотечественников. Сейчас в негосударственных транспортных компаниях среди водителей трудовых мигрантов из ближнего зарубежья только 22%, и я не могу сказать, что работают они хуже россиян», — считает эксперт.

Свешников уверен: сложные условия работы, трудный график отпугивают москвичей, они не соглашаются на такую работу. В странах бывшего СССР зачастую уровень жизни ниже, чем в России, и трудовые мигранты стремятся не только попасть сюда на работу, но и сохранить рабочее место.

Каждый пятый

Каждый пятый водитель маршрутки в столице — приезжий. Иностранцы работают в основном в частных транспортных компаниях. Государственные организации прекратили набор приезжих. Теперь в «Мострансавто» после окончания контракта у иностранца на его место берут россиянина. Но число гастарбайтеров даже в этой компании все еще достаточно велико.

Российские водители к иностранцам относятся снисходительно: мол, чего с них взять, они и за маленькие деньги работать будут.

Водители маршруток на автовокзале в Щелково уверены, что работодателям куда выгоднее брать гастарбайтеров, чем местных.

Александр, водитель маршрутки Москва — Киржач, заметил, что сейчас работы почти нет: «Дай бог тысяч 20 в месяц выходит». Водитель уточнил, что только на бензин у него уйдет рублей 900, а это «половина салона». «Хочешь не хочешь, а вечером будь любезен отдать деньги», — говорит Александр. По его словам, ремонт автомобилей тоже за свой счет.

«Мы просто наемные рабочие, вот и все. Кто готов работать за такие деньги, приходит, и не важно, русский он или нет. Хотя иностранцы предпочитают городские маршруты. Езды меньше, а клиенты всегда есть», — считает он.

Лицо разрешенной национальности

Дмитрий, охранник на парковке, рассказал нам, что от гастарбайтеров одни проблемы. «Чуть что — сразу за монтировки хватаются. Видите, тут стою, чтобы «левые» маршрутки не заезжали в карман. А они все равно ломятся, будто русского языка не понимают. Хотя, может, и правда не понимают», — говорит дюжий молодец в черном зимнем комбинезоне.

Он показал рукой в сторону проезжей части, где, несмотря на пробки, по обочине, постоянно перестраиваясь, ползла маршрутка, за рулем которой был человек, отдаленно напоминающий гражданина России. «Из-за них все пробки и аварии. Москвы не знают, скоростной режим не соблюдают, лишь бы «бабки» срубить», — говорит Дмитрий.

Проверка боем

Чтобы проверить запрет на мигрантов на себе, я решил прокатиться с маршрутчиком из Средней Азии.

Выбирал водителя по внешности, но мои представления меня подвели. За рулем оказался наш соотечественник, просто постоянная работа на улице и ветру сделала его лицо немного смуглым, а глаза узкими. На мой робкий вопрос о цвете паспорта он немного обиделся и спросил: «Я что, на русского не похож?»

Оказалось, он работает несколько месяцев на этом маршруте. «Я раньше сам был владельцем небольшой транспортной фирмы, но кризис меня загнул, — улыбнулся водитель. — У нас работают гастарбайтеры, ничего не изменилось с 1 января: как работали, так и работают». Он спросил, может, меня, а может, себя: «А кто будет работать? Ты пойдешь рулить? А «чурбаны» идут, работают».

Он уверен: ни один русский ездить целыми днями на «Газели» не станет. «Они в сутки работают по 14–16 часов. Меняются, конечно, но зато с утра и почти до ночи пассажиры могут добраться до пункта назначения», — заметил водитель.

Цифры