Главная Культура 18:43 13 Января 2021 3393
Это «Русские картины», это Родина моя

Екатерина Мечетина наполнила Большой зал консерватории вольным воздухом полей

Сергей Бирюков
Рождественский концерт Екатерины Мечетиной стал праздником живых красок. Фото автора

Рождественские концерты Екатерины Мечетиной в Большом зале консерватории за 8 лет настольно крепко вошли в традиции Московской филармонии, что уже трудно себе представить, зимний столичный музыкальный ландшафт без этой краски. Тем более ждала публика нынешнего выступления: придясь на пору пандемического оскудения концертной афиши, оно манило, словно свет в окошке посреди сумрачного пейзажа. Пейзаж, ландшафт… Это, может быть, то, чего острее всего сейчас не хватает нам, привязанным к тесным квартирам. И как же точно Екатерина уловила этот запрос, озаглавив свою программу «Русские картины».

Пейзаж можно назвать одной из основ русской музыки, вышедшей на мировую сцену в пору романтизма и интереса к «гению места», через который выражал себя национальный дух. Правда, Си минорную прелюдию Лядова или Ля-бемоль мажорное скерцо Бородина формально к пейзажам не отнесешь, но как представить себе протяжную русскую песню, легшую в основу прелюдии, без шири окоема, к которому она вольно-печально уносится, или порхание трелей и гаммок в скерцо без образа синего неба и гомонящих в нем птиц?

Программа – пример хорошего баланса между пьесами известными, как две только что названные, или «Жаворонок» Глинки в богатой орнаментальной обработке Балакирева, или «Ручей в лесу» Аренского с его омывающими и освежающими слух фигурациями и плавно вьющейся мелодией – и музыкальными редкостями наподобие пьесы «В полях» того же Аренского, которая, право, непонятно отчего не так популярна: не иначе как только из-за нелюбопытства исполнителей, но Екатерина явно не из числа интеллектуальных лентяев.

Больше того, ей удается и в заигранных, казалось, до дыр вещах находить новые смыслы. В этом отношении кульминацией первого отделения (по крайней мере для меня) стала «Думка» Чайковского. Нет, и Вариации фа мажор опус 19, этот милый «шумановский» опыт Петра Ильича на его магистральном пути к русской гофманиане «Щелкунчика» и Шестой симфонии, были воспроизведены со всем их обаянием и блеском. Но «Думку» Екатерина подала с ракурса, который мне до того в голову не приходил. А всего лишь надо было вчитаться в подзаголовок, о котором обычно забывают: «Русская сельская сценка». И сразу совершенно по-другому отозвались в слушательском воображении «балалаечные» переборы начала, их контраст с лихим плясовым ритмом продолжения: так и представился чубастый деревенский виртуоз, тоскующий от того, что некого ему потешить своей игрой в темный зимний вечер. То ли дело в былую пору молодежных гулянок – вот где раздолье юной удали! Но о том остается лишь грезить в фантастических, совсем подобных снам гармониях центрального эпизода – чтобы одиноко очнуться в финальном до миноре и окончательно уткнуться хмельным носом в тоскливо брякнувшие напоследок струны… Забавно!? Да, но тут, пожалуй, больше, чем забава: разве сам Петр Ильич не увидел «немножко себя» в этом парнишке, не коротал ли и он вот так же вечера за роялем, строя волшебные звуковые миры один другого роскошней – а потом тихо сидел в печали и сумраке одиночества? Изумительная картинка русской грусти и ее вечных истоков.

Во втором отделении роль кульминации сыграли, на мой вкус, три этюда-картины Рахманинова, исполнение которых Екатерина посвятила памяти своего ушедшего год с небольшим назад учителя Сергея Леонидовича Доренского. Дело не только в точном жанровом соответствии этих пьес идее программы, но в том, насколько рахманиновскую картинность Екатерина смогла донести в слиянии с неповторимой, больше, наверное, никому в такой степени, как Сергею Васильевичу, не присущей душевностью. Это безошибочно действовало и в тревожно-вдохновенном ми-бемоль минорном этюде, и в меланхоличном, со срывами в отчаянье, соль минорном, но больше всего – в самом, казалось бы, сдержанном из всех до минорном: когда из-под пальцев Екатерины забрезжил до мажорный «свете тихий», сердце сжалось и глаза намокли от чистоты и совершенной недосягаемости этой горней мечты.

Но каково после этой тихой вершины не упустить внимание слушателя еще на полчаса с лишним – столько длятся «Картинки с выставки» Мусоргского? Правда, Модест Петрович» уж так помог тысячам исполнителей всего мира, написав одно из ярчайших фортепианных произведений за всю историю музыки, что потерпеть здесь явную неудачу, кажется, никак невозможно. Тут другая опасность: вступаешь в конкуренцию с величайшими мастерами, чьи трактовки на слуху. И в скольких случаях приходилось скучать под аккуратно воспроизведенные очередным ремесленником ноты, не подкрепленные образным видением музыки.

В игре пианистки хватило и материальности, и полета

К счастью, Катя и тут нашла свежие краски. Например, заставила персонажа «Гнома» быть особенно наглым, злобным и трусливым. Мелодию серенады, доносящейся из стен «Старого замка», будто разлила в таинственном вечернем сумраке сада: вот завернул ты за угол – и мотив приглушается, дробится, исчезает. Серединка «Тюильрийского сада» – совершеннейший Дебюсси с его «Детским уголком», хотя до создания того больше тридцати лет. «Быдло» тащится особенно тяжко, застревая на кочках и камнях. «Лиможский рынок» – кажется, стремительней сыграть невозможно: тут совсем уже отчаянный скачок в ХХ век, к «Петрушке» Стравинского с его сумасшедшим рояльным фейерверком.

Ну и бисы – конечно, два главных русских фортепианных композитора: Соль-диез минорная прелюдия Рахманинова и Юмореска Чайковского. Которая, кстати, ведь тоже «немножко Стравинский», поскольку цитирована в балете Игоря Федоровича «Поцелуй феи». Еще один привет в будущее – прекрасный способ завершить программу не тяжеловесной точкой, а легким отточием.

Легкость, полетность – вот, может быть, самое для меня драгоценное свойство музыки и игры этого вечера. Пожалуй, единственное, чего мне временами прежде не хватало в манере Екатерины, казавшейся слишком материальной: так хотелось, чтобы Катины руки и Катина душа с безоглядной вольностью взлетели над клавиатурой. На нынешнее Рождество это случилось сполна.

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6308
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?