08 декабря 2016г.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД ЧЕЛОВЕКА РАСШИФРОВАН

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 13 Февраля 2001г.
12 февраля станет историческим днем: в этот день группа американских ученых, более десяти лет шедших в авангарде исследований генома человека - совокупности генов, содержащихся в ординарном наборе хромосом человеческого организма, сообщила в сети Интернет, что задача, поставленная ими 11 лет назад, выполнена: биологическая "таблица Менделеева" составлена.

В "Труде" уже рассказывалось (13 апреля 2000 г.) о том, как была организована столь титаническая работа, но нелишне сегодня об этом напомнить. В США был создан конгломерат научно-исследовательских центров, в основном университетских, но также и частных, специально для осуществления проекта "Геном человека" (ПГН). К участию в исследованиях были привлечены и зарубежные научные центры. Основной базой проекта стал огромный комплекс Национального института здоровья под Вашингтоном.
Параллельно работала расположенная неподалеку, в городе Роквилл, частная компания "Селера джиномикс", обладавшая самым мощным суперкомпьютером. Она и совершила первый прорыв: к апрелю прошлого года ее сотрудникам удалось расшифровать почти весь генетический код человека (ДНК). Курировавший эти исследования "Селеры" профессор Сэмюэль Броудер раньше был директором Национального института раковых заболеваний, входящего в вышеупомянутый государственный комплекс.
Отличие двух методик заключалось в том, что проектом ПГН одновременно расшифровывался геном и выстраивались в природном порядке плоды этой работы, что, естественно, требовало значительно больше времени. А "Селера" занималась только расшифровкой, и Броудер обещал завершить работу раньше конкурентов, имевших куда больший бюджет - 3 миллиарда долларов против 400 миллионов. Судя по всему, так оно и произошло, хотя между центрами, как можно понять, шел безвозмездный обмен информацией.
Каковы основные итоги этих усилий? Примерное число генов человека - 30 000, а не 80 000, как считалось еще год назад. Что удивляет самих ученых - насколько малая часть человеческоого генома напрямую участвует в построении организма: 23 пары хромосомов содержат весь "чертеж" человеческой жизни. Генетические инструкции по формированию личности занимают меньше 2,5 сантиметра на двухметровой ленте ДНК, заключенной практически внутри каждой клетки тела. Удивило и малое количество генов, несущих эти инструкции, - всего в пять раз больше, чем нужно для взращивания мухи.
Обнаружилось, что из 3 миллиардов "генетических букв", составляющих человеческие гены, которые образуют ДНК, у всех людей они на 99,9 процента одни и те же. Очевидно, всего одна десятая процента и делает нас теми, кто мы есть, - умными или глупыми, добрыми или, наоборот, жестокими и так далее. Причем основную ответственность за генетические "ошибки" несет мужская сперма, в которой содержится вдвое больше мутаций, чем в женской яйцеклетке, но она же является и главным источником эволюционных инноваций.
Исследования ответили на ряд казавшихся неразрешимыми вопросов. Например, почему человеческое обоняние неизмеримо менее чувствительно, чем у других млекопитающих? Оказывается, за предшествующие 10 миллионов лет предки человека утратили более половины из 1000 "обонятельных" генов, предпочтя сосредоточиться на зрении и других функциях.
А что же находится на остальной, преобладающей части генетической ленты, где гены расположены островками? Там, на "ничейной земле", поселились, опять-таки миллионы лет назад, некие микроорганизмы, которые как помогают человеку, так и вредят его здоровью. Ученые, просеивая через компьютер вновь определенный геном, обнаружили более 40 прежде неизвестных генов, "заряженных" болезнями. В их числе некоторые формы эпилепсии, глухота, цветовая слепота, мускульная дистрофия. Ожидается, что в ближайшие несколько лет будут выделены гены, несущие в себе многие другие заболевания, что, в свою очередь, ускорит создание новых лекарств и диагностических методик. Главными "мишенями" станут рак и СПИД. Хотя это, конечно, дело не завтрашнего дня, поскольку, как сказал президент "Селеры" Крейг Вентера, "человеческий геном гораздо сложнее, чем мы предполагали".