Судя по первым сведениям, эти действия Святого престола восприняты Священноначалием Русской

Судя по первым сведениям, эти действия Святого престола восприняты Священноначалием Русской православной церкви как недружественные по отношению к ней и способные еще больше осложнить отношения между двумя Церквями.
Заметим, что не так давно, анализируя эти отношения, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечал, что "не иметь диалога с Католической церковью Русская православная церковь, которая является крупнейшей духовной силой на Востоке, просто не может, потому что от взаимодействия этих сил во многом зависит, не боюсь этого сказать, судьба человеческой цивилизации".
Кратко комментируя в минувший понедельник решение Ватикана, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил сожаление в связи с тем, что едва появившийся в последнее время просвет в налаживании отношений между двумя Церквами вновь исчезает. По словам владыки Кирилла, официальная оценка действий Ватикана, преследующих цель усиления католической экспансии в России, будет дана в заявлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви. Этот документ был обнародован вчера, во второй половине дня, и в следующем номере "Труд" вернется к теме резкого обострения отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом.
Что касается высокопоставленных представителей Святого престола в России, то преобразование апостолических администратур в епархии они не считают чем-то экстраординарным. Так, архиепископ Тадеуш Кондрусевич считает неправомерным само понятие "каноническая территория Русской православной церкви": "Если такая "территория" и есть, то это - человеческое сердце. Сейчас в России двести католических приходов, для улучшения их управления и образованы четыре епархии".
Между тем принципиальный взгляд на ситуацию позволяет сделать вывод о том, что радикальное изменение нынешнего католического присутствия в России на деле означает создание полноценных структур Ватикана в нашей стране, параллельных аналогичным структурам Московского Патриархата - вплоть до "дублирования" кафедр правящих архиереев Русской церкви в таких городах, как Москва, Саратов, Иркутск и Новосибирск.
Чрезвычайно важно отметить и то, что до революции католические епархии находились в 90 процентах случаев на территориях, ныне относящихся к Польше, Литве, Белоруссии и Украине. Таким образом, сейчас фактическое число верующих католиков в России по сравнению с дореволюционным временем по известным историческим причинам значительно уменьшилось, а вот уровень католического присутствия в современной России неизмеримо и непропорционально повысился. И поскольку учреждение в России новых церковных структур Ватикана не взаимосвязано с реальными пасторскими нуждами российских католиков, остается предположить, что Ватикан преследует миссионерские цели в отношении нашего народа, традиционно никогда не принадлежавшего к Римско-католической церкви. Именно такая активность воспринимается Русской церковью как прозелитизм (обращение людей в другую веру), недопустимый в семье христианских церквей и являющийся одним из основных препятствий нормализации отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом.