08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЬФА БЕЗ ОМЕГИ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 13 Февраля 2003г.
В минувшее воскресенье на канале "Россия" завершился показ шестисерийного документального цикла "Создать группу "А", посвященного истории и нескольким самым ярким эпизодам из жизни ставшего уже легендарным антитеррористического подразделения "Альфа". Снятый сработавшимся творческим коллективом - сценаристом А. Журанковым, режиссером М. Алиевым, оператором С. Воронцовым, - сериал этот стал заметным явлением нашего документального ТВ.

Завтра по традиции, существующей в "Альфе", ее ветераны соберутся, чтобы помянуть одного из офицеров, погибшего в этот день при исполнении служебных обязанностей. При том, что в расхожем общественном мнении альфовцы выглядят порой сказочными чудо-богатырями, шутя одерживающими свои победы, на деле каждая их операция давалась скрупулезной подготовкой и зачастую виртуозным воплощением замысла. Таким, например, стало освобождение заложников, захваченных преступниками в саратовском СИЗО N1 в мае 1989 года: 7 часов тщательной подготовки и 7 секунд стремительного штурма.
Авторы цикла нашли выразительный способ рассказать о своих героях. Каждая операция представлена у них в двух параллельных рядах: откровенно реконструированные на экране события тех часов и минут (они даны общим планом, в черно-белых кадрах) и нынешние свидетельства о только что увиденном реальных участников событий, бойцов "Альфы" (сняты в цвете, на крупных планах). Такой прием выглядит, казалось бы, вынужденным: ведь эти люди в подавляющем большинстве случаев работают без присмотра съемочных камер. А если б они и были рядом, то вряд ли успели бы схватить подробности быстротекущих событий.
Приемом восстановления событий на ТВ пользуются довольно широко. Но, к сожалению, нередко делают это грубо и поверхностно. То пытаются доказать нам, будто реконструкция на самом деле является взявшимся невесть откуда подлинным репортажем, то, напротив, делают ее предельно театральной. То же самое происходит и со свидетельствами участников: иногда те сразу же встают на котурны, будто непосредственно обращаются к далеким потомкам, в иных случаях почему-то теряются, начинают говорить о второстепенном.
Я мог бы множить комплименты авторам документального цикла, но хочу поподробнее остановиться на их героях. Перед зрителями на экране проходит череда "альфовцев", начиная с их первого командира Роберта Ивона. Они рассказывают о принципах формирования подразделения, созданного по приказу Ю. Андропова летом 1974 года. Начиная с той поры, в "Альфу" принимали только добровольцев, людей, готовых рисковать жизнью ради освобождения нас от угрозы терроризма.
Бойцы прекрасно понимали масштаб своей миссии и крайне неохотно воспринимали намерения чиновников, в том числе и самого высокого уровня, использовать мощь "Альфы" для достижения сиюминутных политических целей. В истории подразделения было несколько случаев - о них ТВ в свое время сообщало, чаще всего сквозь зубы, - когда его бойцы отказывались выполнять чреватые множеством невинных жертв приказы. Впрочем, авторам цикла можно было бы об этом и не говорить специально: вглядываясь в лица их героев, слушая их неспешные, уверенные речи, зритель понимает: такие не способны на малодушие, а тем паче - предательство.
Говорю о нравственном наполнении мужественности не случайно. В последнее время оба эти качества - и героическое, и нравственное - стремительно вымываются из телевизионных программ. Иногда даже превращаются в карикатуру на высокие понятия. Все помнят, какими "героями" стали шестеро персонажей "реального шоу" "За стеклом", какие нравственные "принципы" проявляли они в борьбе за денежный приз.
Принесенное к нам из-за кордона диковинное зрелище потеряло игровой, курьезный характер, каким отличалось у себя на родине, и обрело вдруг свирепую форму беспощадной битвы за сумму с неким числом нулей. На Первом канале идет уже третий цикл "реального шоу" под названием "Последний герой". Целью участников этого действа стало не столько выживание в трудных условиях, сколько, простите за невольный каламбур, выживание своих товарищей с острова, затерявшегося в просторах океана.
Вообще на ТВ почему-то в последнее время предпочитают передачи, в которых разжигаются низменные чувства людей: злорадное подсматривание за чужими пороками ("Большая стирка"), нездоровый интерес к интимным отношениям ("Окна"), стремление всеми силами в движении к "денежной", опять же, цели утопить соседа ("Слабое звено"). А в "Русской рулетке" люди превращаются в подопытных кроликов, которых пытают не только корыстолюбием, но и физическим страхом провалиться в тартарары, то бишь в "подземелье" телестудии. При этом "сердобольные" телевизионщики рядом с именем каждого игрока, испытывающего сильный стресс, дают на экране скачущие цифры - величину его пульса, зашкаливающую за все возможные пределы...
Даже беглый взгляд на нынешний телевизионный "пейзаж" свидетельствует о том, что руководители многих каналов, иные телезвезды ни в грош не ставят своих зрителей. Приведу свежий пример: в минувшее воскресенье, в самый разгар сезона, Леонид Парфенов, неделей назад триумфально получивший ТЭФИ за свою еженедельную программу "Намедни", объявил вдруг, что уходит в трехмесячный отпуск. Таким странным способом он выразил свое несогласие с назначением нового главы НТВ. Вместо того чтобы обсуждать эту острую проблему в среде коллег или спорить с администрацией, талантливый журналист решил наказать нас, своих зрителей.
А мы-то тут при чем?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников