ОЗЕРО НА ЗАМКЕ

Сущей головоломкой для юристов стал случай с ихтиологом Государственной инспекции рыбоохраны по Брянской области Галиной Черненок. Как только от нее вышел клиент, желавший заполучить во владение "озерцо", в кабинет ворвались сотрудники УБОП. На шести тысячах рублей, которые оставил посетитель, значилось нехорошее слово "взятка". Милиция утверждает, что клиент расплатился с несговорчивым ихтиологом за оформление лицензии на озеро, а стало быть, можно говорить о взятке в чистом виде.

Однако начальник рыбоохранной инспекции Василий Хамейкин квалифицирует скандальный случай, мягко скажем, странно:
- Чтобы получить лицензию на организацию спортивно-любительского рыболовства, нужно подготовить рыболовно-биологическое обоснование и прочие документы. Делают это специалисты, но наука далеко, потому просят Черненок. Она брала деньги за услуги, которые не входят в ее обязанности. Может, кому показалось, что многовато. Пошел, написал заявление, закрапили купюры, оформили как взятку.
Ранее управление ФСБ прищучило экологов, которые схожим способом повышали свои низкие зарплаты. А вот удастся ли разрешить правовую коллизию сейчас, - пока не ясно. Поживем - увидим.
Поскольку заводы и нефтяные скважины уже поделены, стал проявляться повышенный интерес к природным объектам, тем же общественным водоемам. Здесь тоже намечается немалый передел. И по сходной цене чиновники очень просто могут разбазарить водную гладь. Собственно, это уже началось. Жители села Хутор Холмецкий пожаловались губернатору на предпринимателя, который взял в пользование пруд, нанял "мордоворотов" и никого к воде не подпускал, "даже скотину"...
К слову, лицензий на рыбоводство и рыболовство в области выдано всего четыре, но создается впечатление, что вода уже в основном в частных руках. По сведениям природоохранного прокурора Василия Лямцева, глава Карачевского района несколько месяцев назад передал фермеру "в собственность и пожизненно наследуемое владение" проточные озера общей площадью 15 гектаров. Не являясь хозяином водоема в поселке Ивановском, глава Комаричского района отписал его некой фирме на правах аренды. В собственность фермеру передали пруд власти Клетнянского района.
Получается, одни юридически слабо оснащены (или явно недобросовестны), другие пользуются этим. Местные органы власти подписывают бумаги, так и не уяснив, что нет в законе такого понятия - "частное озеро". Водоемы могут передаваться лишь в пользование. Предприниматель, желающий заниматься рыбоводством, должен иметь договор аренды. На основании этого договора и ходатайства главы районной администрации областная власть закрепляет водный объект за физическим или юридическим лицом с целью разведения рыбы. Без такого рода разрешений лицензию не выдадут. Но, похоже, "псевдорыбоводам" она и не нужна. Постановлений о "закреплении водоемов" уже десятки. Районные власти, бывает, и не знают о требованиях закона (хотя это не освобождает от ответственности), а у вышестоящих структур не хватает сил, чтобы все договоры перепроверить.
Администрация Брянской области в своем постановлении перечислила общедоступные водоемы, где каждый имеет право купаться или ловить рыбу. Губернатор заявил, что для всех жителей области должен быть свободный доступ к любому из них. Но за соблюдением этих прав и правил смотреть не желают ни федеральные, ни областные службы, так что пока права местных жителей, так сказать, вилами на воде писаны. С другой стороны, пользование бесхозными озерами и прудами тоже вызывает серьезные вопросы. Голубые пруды в Клинцовском районе, считающиеся одними из лучших в области, при их производительности 400 тонн рыбы в год, давали в последнее время в сто раз меньше. Пользоваться природными богатствами не научились.
- С вертолета видно, - говорит Хамейкин, - что среди каскада больших и малых прудов и озер река Десна - что тебе маленький ручеек. Особенно после половодья, когда много пойменных водоемов. Конечно, надо разводить и выращивать товарную рыбу.
Будем реалистами рынка: дележа прудов и озер, очевидно, не избежать. Но граждане вправе рассчитывать, что "водная приватизация" учтет ошибки прошлых лет. Иначе получится "как всегда".