07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРЕВРАТИТЬ ЖКХ В СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергеев Вячеслав
Опубликовано 01:01 13 Февраля 2004г.
Нехватка современных управленцев, низкая дисциплина, недофинансирование, изношенность коммуникаций - все это превращает жилищно-коммунальное хозяйство в зону хронического кризиса. Переломить ситуацию обещает новая управляющая компания "Российские коммунальные системы" (РКС). Команда управленцев собирается превратить коммунальный сектор в современное хозяйство, удобное для потребителей и выгодное для производителей. На вопросы корреспондента "Труда" отвечает заместитель председателя правления РКС Игорь ГЕРМАН. Он окончил в 1981 году Уральский политехнический институт по специальности "инженер-электрик". В 1999 году получил второе высшее образование по специальности "финансы предприятий". Вся его трудовая биография связана с энергетикой. В "Свердловэнерго" прошел путь от инженера-релейщика до заместителя директора. Работал в РАО "ЕЭС России", где возглавлял департамент энергосбыта. Руководил Уральским филиалом "Федеральной сетевой компании".

- Почему ваша компания взялась за коммунальное хозяйство? Разве удастся модернизировать ЖКХ без масштабных государственных вливаний?
- У многих сложилось слишком мрачное представление о ЖКХ. Плачевное состояние коммуналки - это во многом миф, удобный тем, кто заинтересован в бесконечном повышении тарифов. Во многих странах теплоснабжение, водопровод и энергоснабжение - это такое же современное предприятие, как, например, автосборочный завод. Современным предприятием мы собираемся сделать и коммунальные системы наших городов.
Через несколько лет в ЖКХ не останется долгов и неплатежей. У граждан появятся удобные формы расчетов за услуги. Права и обязанности поставщиков и потребителей будут понятны и прозрачны. Никаких финансовых "черных дыр" в коммунальном секторе не будет. ЖКХ станет для инвесторов таким же привлекательным объектом, как сфера торговли или транспорта. Инвестировать средства в обновление коммунальных сетей станет выгодно. В выигрыше окажутся все. Население получит гарантии качественного водоснабжения, отопления, энергоснабжения - в общем, всех коммунальных услуг. Коммунальные предприятия получат прибыль, а их работники - достойный стабильный заработок. Перспективу эту видят уже многие. Наша компания - "Российские коммунальные системы" - не единственное предприятие, которое занимается коммунальным хозяйством. И появляющаяся конкуренция в коммунальном секторе - верный признак будущего оздоровления.
- Картина получилась привлекательной. Но как вы собираетесь строить такое светлое будущее?
- Начинаем мы с выстраивания ясных и прозрачных отношений в рамках действующих законов и на основе Гражданского кодекса. Каждый участник коммунальной цепочки - от производителя до потребителя - должен четко знать свои права и обязанности. В том числе и финансовые. Поэтому во главу угла ставим финансовую дисциплину. Выстраиваем, так сказать, современную систему сбыта для ЖКХ.
Могу напомнить, что несколько лет энергетика тоже считалась заповедником долгов и неплатежей. Но после того как в сбыте электроэнергии был наведен порядок и появилась дисциплина платежей, уже никто не вспоминает о тех проблемах, которые казались неразрешимыми. Убежден, что при правильном управлении и в ЖКХ можно достигнуть такого же результата. И главная проблема коммунального сектора вовсе не низкие тарифы или недостаток финансов. Гораздо важнее наладить современное управление и выстроить оптимальные отношения и обязательства.
- С чего начнется работа коммунальных систем в регионах?
- В части сбыта мы планируем в ближайшие месяцы заключить с каждым потребителем новый договор. В первую очередь новые договоры будут заключены с юридическими лицами. Эта работа будет завершена в мае. Потом новые договоры заключим с физическими лицами. Вся эта работа потребует максимум полгода. Выполнить ее одним махом не получится. Скажем, увеличить численность персонала, чтобы, массированно охватив юридических и физических лиц, в течение одного-двух месяцев заключить договоры - нереально.
Сроки перезаключения договоров могут оказаться совершенно разными. Некоторые города, например, имеют до 180 тысяч приборов учета. А это столько же лицевых счетов потребителей. Просто нереально в один день задействовать соответствующую армию сотрудников. Между тем мы понимаем, что наладить дисциплину платежей - единственный путь к выживанию ЖКХ.
- Собираетесь ли вы использовать нынешние кадры коммунальных муниципальных предприятий? Или они будут уволены?
- Сбытовая деятельность в ЖКХ - это профессия, которой в институтах не учат. Сегодня мы пытаемся сформировать настоящих профессионалов. Но пока, к сожалению, коммунальный сбыт - это в основном тяжелое ремесло, которое держится на опыте и специальных навыках. И мы не планируем разбрасываться такими специалистами.
Конечно, сфера сбыта организована далеко не на современном уровне. И не потому, что специалисты плохие. А потому, что этим людям никто не ставил других задач, никто не поднимал планку их обязанностей.
Моя позиция - работать с нынешними специалистами, учить и "подтягивать" их до уровня современных требований. Это правильный путь. Человека, который уже работал в сбытовых подразделениях, проще доучить, чем взять новичка и учить его "с нуля".
- А теперь вопрос болезненный: отопление отключать будете?
- Вырезать батареи не планируем. Но и бесплатно поставлять тепло, воду, электроэнергию не будем. Если гражданин или организация не оплачивает коммунальные услуги, то не будет и самих услуг. Гарантированные и качественные услуги - только тем, кто их оплачивает. Не платишь - извини! По-моему, это справедливый подход. И он заложен в законодательстве.
Никто не собирается оставлять без отопления или электричества школы или больницы. Просто в отношении этих объектов дисциплина платежей будет выстраиваться особыми методами. Но все злостные и недобросовестные неплательщики (будь то организации или отдельные граждане) должны знать: спокойная жизнь у них закончилась. Сейчас ведь в отношении коммунальных услуг многие думают: "Захочу - заплачу, не заплачу - ничего страшного не случится". Вот такого больше не должно быть.
- А как сегодня граждане платят за тепло и воду? Много ли должников и неплательщиков?
- В большинстве своем население оплачивает все коммунальные услуги аккуратно и добросовестно. Хронических, агрессивно настроенных неплательщиков, которые из каких-то принципиальных соображений не платят, - максимум 5 - 7 процентов. Есть еще неагрессивные должники, которые не платят только потому, что им вовремя не напомнили. Их 10-15 процентов. В ДЕЗах нет сотрудника, который постучался бы в дверь и сказал: "Товарищ, напоминаем, надо оплатить". Приди к "тихушнику" и напомни - он, как правило, все долги оплатит.
Надо признать, что таких должников порождала старая система учета платежей. Все знают, что в магазине нельзя не заплатить за покупку, а в коммуналке, выходит, - можно. И годами не платили без всяких последствий. Можно было задерживать платежи и продолжать пользоваться услугами. Обещаю, такого больше не будет!
ОАО "Российские коммунальные системы" создано в мае прошлого года. Руководители РКС заявили, что сократят на 20-30 процентов административные и технологические издержки на предприятиях коммунального хозяйства. Для этого РКС создает единую сеть региональных дочерних компаний. Они будут работать в контакте с местными администрациями. По согласованию с муниципальными и региональными властями получают право на оказание коммунальных услуг, а также аренду имущества уже существующих предприятий ЖКХ. "Дочки" РКС уже работают в Ростовской, Саратовской, Свердловской, Волгоградской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Карелия, в Алтайском крае. Всего создано 23 региональных общества РКС.
Учредители РКС - крупнейшие финансовые и промышленные компании. У РАО "ЕЭС России" и Газпромбанка - по 25 процентов акций компании. По 10 процентов акций принадлежит холдингам "Интеррос", "Кузбассразрезуголь", "Ренова", "ЕвразХолдинг" и "Еврофинанс".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников