02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРОЩАЙ, "КУКУШКА"?

Строев Евгений
Статья «ПРОЩАЙ, "КУКУШКА"?»
из номера 027 за 13 Февраля 2004г.
Опубликовано 01:01 13 Февраля 2004г.

Узкоколейка... Миниатюрная железная дорога с почти игрушечными вагончиками, протяжным гудком

Узкоколейка... Миниатюрная железная дорога с почти игрушечными вагончиками, протяжным гудком паровоза - "кукушкой". Когда-то их в нашей стране было множество, сейчас едва наберется с десяток. А таких, где пути уходят на многие километры в глухие леса, где сохранилась старинная железнодорожная техника - можно перечесть по пальцам. Одно из этих "чудес техники" находится на Южном Урале, в городе Белорецк и его окрестностях.
Дорога была построена в 1912 году. Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения с внешним миром. По ней везли руду, топливо, металлургическую продукцию. Ходили здесь и пассажирские поезда: для жителей многих затерянных в горах поселков узкоколейка оставалась поистине "дорогой жизни". На далекий Урал приезжали даже иностранцы, чтобы полюбоваться деревянными вагончиками, миниатюрными тепловозами и архитектурой старинных станционных построек. В США и большинстве стран Европы таких дорог, как эта, не существует, потому белорецкая узкоколейка казалась им настоящим чудом...
В 2002 году торжественно отметили 90-летие Белорецкой железной дороги. Не успели затихнуть праздничные фанфары, как руководство металлургического комбината, которому принадлежит узкоколейка, издало распоряжение об ее закрытии. А рельсы? Их пустить на переплавку. Сейчас разобрана, разрушена и уничтожена большая часть веток. Уже не услышать протяжный гудок "кукушки" в поселках Ишля, Тукан, Зигазы. Стоят печальными памятниками на бывших станциях, разрушаясь, старинные вокзалы, водонапорные башни, будки стрелочников. Осталась линия от Белорецка до Тирляна, но поезда в Тирлян не ходят: пассажирам предложено пользоваться автобусом. Между Белорецком и Тирляном на узкоколейке есть два поселка - Катайка и Шушпа, куда автодорог нет, так что жители вынуждены привыкать к многокилометровым пешим "прогулкам".
Между тем сама постановка вопроса о ликвидации этого участка Белорецкой железной дороги, по меньшей мере, удивляет. Она пролегает в удивительно красивых местах. Природой здесь созданы все условия для отдыха. В одном из расположенных на узкоколейке поселков есть турбаза, которая еще в советское время организовывала конные прогулки по Уральским горам. В этих поселках строят дачи жители индустриального Магнитогорска. За рубежом никому бы не пришла в голову идея разобрать подобный раритет. Например, в Европе, где такие дороги есть, они используются для туристско-экскурсионных перевозок, прилегающая к ним местность получает комплексное развитие, приносит прибыль, и являются объектом национальной гордости. Нашу же уральскую узкоколейку защитить от ее нынешних "хозяев" пока некому. А как было бы здорово присвоить ей, по примеру наших западных соседей, статус национального исторического памятника. Именно поэтому обращаюсь в уважаемый "Труд", мнение которого вряд ли оставят без внимания нынешние "хозяева" дороги. Пожалуйста, опубликуйте мое письмо. Ведь пока не все еще разрушено.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников