18 августа 2017г.
МОСКВА 
26...28°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.36   € 69.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРОЩАЙ, "КУКУШКА"?

Строев Евгений
Статья «ПРОЩАЙ, "КУКУШКА"?»
из номера 027 за 13 Февраля 2004г.
Опубликовано 01:01 13 Февраля 2004г.

Узкоколейка... Миниатюрная железная дорога с почти игрушечными вагончиками, протяжным гудком

Узкоколейка... Миниатюрная железная дорога с почти игрушечными вагончиками, протяжным гудком паровоза - "кукушкой". Когда-то их в нашей стране было множество, сейчас едва наберется с десяток. А таких, где пути уходят на многие километры в глухие леса, где сохранилась старинная железнодорожная техника - можно перечесть по пальцам. Одно из этих "чудес техники" находится на Южном Урале, в городе Белорецк и его окрестностях.
Дорога была построена в 1912 году. Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения с внешним миром. По ней везли руду, топливо, металлургическую продукцию. Ходили здесь и пассажирские поезда: для жителей многих затерянных в горах поселков узкоколейка оставалась поистине "дорогой жизни". На далекий Урал приезжали даже иностранцы, чтобы полюбоваться деревянными вагончиками, миниатюрными тепловозами и архитектурой старинных станционных построек. В США и большинстве стран Европы таких дорог, как эта, не существует, потому белорецкая узкоколейка казалась им настоящим чудом...
В 2002 году торжественно отметили 90-летие Белорецкой железной дороги. Не успели затихнуть праздничные фанфары, как руководство металлургического комбината, которому принадлежит узкоколейка, издало распоряжение об ее закрытии. А рельсы? Их пустить на переплавку. Сейчас разобрана, разрушена и уничтожена большая часть веток. Уже не услышать протяжный гудок "кукушки" в поселках Ишля, Тукан, Зигазы. Стоят печальными памятниками на бывших станциях, разрушаясь, старинные вокзалы, водонапорные башни, будки стрелочников. Осталась линия от Белорецка до Тирляна, но поезда в Тирлян не ходят: пассажирам предложено пользоваться автобусом. Между Белорецком и Тирляном на узкоколейке есть два поселка - Катайка и Шушпа, куда автодорог нет, так что жители вынуждены привыкать к многокилометровым пешим "прогулкам".
Между тем сама постановка вопроса о ликвидации этого участка Белорецкой железной дороги, по меньшей мере, удивляет. Она пролегает в удивительно красивых местах. Природой здесь созданы все условия для отдыха. В одном из расположенных на узкоколейке поселков есть турбаза, которая еще в советское время организовывала конные прогулки по Уральским горам. В этих поселках строят дачи жители индустриального Магнитогорска. За рубежом никому бы не пришла в голову идея разобрать подобный раритет. Например, в Европе, где такие дороги есть, они используются для туристско-экскурсионных перевозок, прилегающая к ним местность получает комплексное развитие, приносит прибыль, и являются объектом национальной гордости. Нашу же уральскую узкоколейку защитить от ее нынешних "хозяев" пока некому. А как было бы здорово присвоить ей, по примеру наших западных соседей, статус национального исторического памятника. Именно поэтому обращаюсь в уважаемый "Труд", мнение которого вряд ли оставят без внимания нынешние "хозяева" дороги. Пожалуйста, опубликуйте мое письмо. Ведь пока не все еще разрушено.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?