А Маркс глядит на это все с иронией...

На Берлинском кинофестивале прошел показ фильма Светланы Басковой «За Маркса…», посвященного жизни современных рабочих

В программе Берлинале-2013 «Форум» прошла премьера фильма Светланы Басковой «За Маркса...», посвященного жизни современных рабочих. Лента вызвала острые споры: кто-то из критиков назвал ее явлением нового диссидентства в посткоммунистической России, кто-то — грубой и неуклюжей карикатурой в духе традиционного противопоставления смелых и благородных пролетариев безжалостным капиталистам.

У нас слишком долго не было политического кино. Появление фильма «За Маркса...» свидетельствует о том, что буржуазное общество таки построено. А в нем непременно должна проявляться болезнь левизны, не обязательно детская. Решение создать на заводе независимый профсоюз (тот, что есть, прикормлен начальством, являясь в сущности охранкой его интересов) и что из этого вышло — сюжет неожиданный в нашем обществе потребления и развлечения. Однако его протестную силу переоценить невозможно. На место бандитов, главных героев российского масскульта эпохи первоначального накопления, пришел новый герой. Точнее, старый, советский, только уже не гегемон. Соответственно — без его героического статуса, прекраснодушия, «радости труда». Впрочем, и бандитов в фильме «За Маркса...» хватает. Главный душегуб — владелец завода (Владимир Епифанцев), истерик и отморозок, родом из лихих 90-х. Но при этом с замашками нынешнего олигарха, посылающего своих помощников на аукцион за работами авангардистов, чтобы охмурить прогрессивных немецких партнеров видом своего кабинета, а на раздолбанный завод их не пускать. Таков издевательский комментарий авторов «За Маркса...» к истории левого искусства в современной России. А пока миллионы на покупку Родченко или Малевича не оприходованы, в кабинете владельца завода висит картина на родной ему сюжет избиения младенцев.

Застрельщики независимого профсоюза из литейного цеха — люди наивные и слабые, требуют немногого: соблюдения техники безопасности, замены фильтров — на рабочем месте нечем дышать. Однако, в отличие от советских производственных фильмов, нынешнему рабочему ничего «низзя»! Он, этот рабочий, есть «быдло» в классовом обществе. В финале картины капиталист и рабочий друг друга истребят, объявив о неразрешимости именно классовых противоречий.

Фильм Басковой доходчиво демонстрирует, что производственные отношения схлопнулись, труд девальвирован, рабочий обнищал, однако до конца не одичал и не забит. Зато его забивают. Пока же смерть не настигла рабочего, он задумывается над поистине глобальным вопросом, купить ли больному отцу банку варенья за 200 рублей или написать тетке в Новосибирск, чтобы та прислала баночку. Другой рабочий ходит в киноклуб, где показывают фильмы Годара и просвещают, чем метод Брехта отличается от голливудской иллюзии. Он записывает лекции, ему интересно, но разобраться в этих материях ему не под силу — пока, да и потом тоже не придется: злодейская пуля в мирное время «всеобщей модернизации» настигнет его на улице, рядом с заводом. Немолодые рабочие еще помнят Белинского, Гоголя, обсуждают идеи Карамзина, Покровского, но погибают вместе с молодыми, для которых эти имена — уже звук пустой.

Плакатная стилистика фильма включает мелодраматическую линию, дабы повысить градус гражданского противостояния. Владелец завода прикажет ликвидировать зачинщиков беспорядка, один из которых окажется его братом-пролетарием, о существовании которого он не знал, а знал бы — ничего не изменилось. Этой же плакатной схеме не противоречат и евангельский образ Троицы (мизансцена в глубине кадра трех лидеров, исчезающих, погибая, один за другим), и афиши советских фильмов «Калина красная», «Мы из джаза».

Есть искушение вычитать в этой картине постмодернистскую иронию. Не по поводу пролетариев, к которым Баскова испытывает сочувствие, но в самой режиссуре, в работе с материалом, в использовании отработанных приемов. Так это или нет, важнее другое: вслед за оживлением униженных, схематичных героев должно возникнуть и новое революционное искусство. Поэтому фильм «За Маркса...» инициирует появление лозунгов: «За нового Годара... », «За нового Брехта...».

Голоса

Анна Хофманн, критик, один из кураторов программ Берлинале-2013

— Эта картина иронична, авторы не вдаются в психологию характеров, зато используют приемы левого искусства в довольно умной и увлекательной манере. Главного капиталиста — владельца сталелитейного завода — режиссер делает похожим на нефтяных баронов из американских сериалов, а членов независимых профсоюзов побуждает обсуждать тезисы марксиста начала прошлого века Михаила Покровского. Актуальность фильма — в понимании нынешнего этапа капиталистического общества, так называемого турбокапитализма, где нет места ни образам революции, ни героическим сагам, а протестующие герои оказываются в проигрыше. Турбокапитализм уже разорил почти полмира и продолжает разрушать остальную часть. Воссоединив приметы эстетики Брехта с его эффектом отчуждения, режиссер Баскова устроила в финале настоящую кровавую баню в духе голливудского зрелища. Это сочетание дает шанс заинтересовать острой социальной проблематикой не только киноманов или фестивальную публику, но и несколько большую аудиторию.