Если «Зенит» найдет применение дорогим покупкам, то игра пойдет

«Зенит» первым из российских клубов открыл 2019 футбольный год. И неудачно 

В гостевом матче 1/16 финала петербуржцы уступили стамбульскому «Фенербахче» 0 : 1.

Примечательным стал тот факт, что Сергей Семак выпустил на поле всех трех именитых новичков клуба, причем центрального защитника Ярослава Ракицкого (провел за сборную Украины 54 матча) и опорного полузащитника Вильмара Барриоса (17 матчей за сборную Колумбии) заявил в стартовом составе, а лидер иранской сборной Сердар Азмун вышел на замену 74-й минуте. Что характерно: все трое новобранцев «Зенита» подписали контракты с клубом чуть больше недели назад, они не успели провести с командой даже одного тренировочного сбора. И гол, пропущенный от турков, стал именно следствием неразберихи в своей штрафной площадке – в том признались после матча и сами игроки. Да и в атаке взаимопонимания не хватало. Самому богатому и качественно укомплектованному клубу России удался создать лишь один опасный момент, по ходу которого хозяева сфолили. Но пенальти забить не удалось.

– Конечно, многих зрителей этого матча удивило, что тренеры «Зенита» выпустили в таком ответственном матче сразу трех новичков команды, - прокомментировал «Труду» известный в прошлом футболист, а ныне тренер Алексей Еременко. – Но я на своем футбольном веку многое повидал. Игроки бывают разные: кому-то для взаимопонимания с новыми партнерами требуется длительное время, а кому-то это удается сразу. Я уверен: Ракицкий, Барриос и Азмун именно из числа вторых. Сергей Семак очень быстро проявил себя как грамотный тренер, умеющий работать с разными клубами и в разных ситуациях. Так что в данном случае Сергей Богданович, несомненно, просмотрел на каждой позиции по два или даже три кандидата и выбрал тех, кто в данный момент обладает лучшим набором игровых кондиций.

– Все три новичка «Зенита», которых мы сейчас увидели в Турции – игроки очень высокого уровня, - рассказал «Труду» известный тренер Андрей Кобелев, успешно в своё время поигравший и за «Зенит». – Азмуна мы уже прекрасно знаем по матчам чемпионата России. Я уверен, это приобретение усилит атаку «Зенита». Есть у болельщиков такой стереотип: в нападении должна играть связка из одно высокого и второго мелкого, но шустрого форвардов. Но дело в том, что Азмун, при своем высоком росте имеет отличные скорость и дриблинг. Дзюба может успешно побороться вверху или попридержать мяч в окружении защитников, Азмун будет получать пасы после отскоков и забросов за спину защитников. Он сейчас приехал уставшим после Кубка Азии, но к ответному матчу в «Фенербахче» придет в оптимальное физическое состояние. Ракитский же в «Шахтере» и сборной проявил себя как очень надежный защитник, умеющий, к тому же лучше всех отдавать быстрый первый пас. Он имеет большой опыт выступления в Лиге чемпионов, и сейчас в Стамбуле сыграл на своем добротном уровне. А вот Барриос – ни в коей мере не замена остро атакующему полузащитнику Паредесу. Этот колумбиец – чисто оборонительный игрок. Против «Фенербахче» по части отбора мяча и подстраховки у него все было хорошо. Но когда он начинал вести игру, выдавать пасы в атаку – в этом компоненте у него обнаружились явные проблемы. Если Нобоа быстро поправится и наберет игровые кондиции, с ним Барриос составил бы хорошую связку в центре поля. Но, возможно, на место Паредеса придется покупать дорогого атакующего хавбека. Взаимопонимание со старожилами «Зенита» все трое новичков, надеюсь, быстро наладят, а по своим индивидуальным качествам они в состоянии усилить игру команды. К тому же, на недавнем турнире в Катаре в действиях «Зенита» не было должного баланса и взаимопонимания линий защиты и атаки. С точки зрения физического состояния против «Фенербахче» петербуржцы хорошо выглядели, в концовке матча по части движения явно превосходили, и соперники уже явно удерживали счет. Я уверен: в ответном матче в Петербурге подопечные Семака будут гораздо сильнее, в том числе благодаря улучшению взаимопонимания игроков. Плюс помощь родных трибун. 

К сказанному Еременко и Кобелевым добавим тот факт, что «Зенит» недавно хорошо заработал, продав парижанам своего ведущего полузащитника Леандро Паредеса на 47 миллионов евро. Из «Зенита» в 2019 году также ушел Юрий Лодыгин, который еще пять лет назад неплохо играл в воротах сборной России. Но в последнем сезоне он надолго сел на лавку из-за того, что уверенную и надежную игру показывает его напарник Андрей Лунев. Лодыгин – по его желанию и пока на правах аренды - отдан в греческий «Олимпиакос». Аналогично, Иван Новосельцев отдан в «Ростов»: в «Зените» этот кандидат в сборную России имел слишком мало игрового времени. Так что, несомненно, до момента закрытия трансферного окна самый богатый российский клуб приобретет несколько добротных дорогостоящих игроков. И потому в данном случае лишь приходится сочувствовать наставнику самого богатого клуба России: ведь к приобретению клубом большинства футболистов он не имел никакого отношения, а скауты клуба до прихода Семака порой действовали по принципу «деньги есть – ума не надо». Будем надеяться, что хотя бы сейчас этот процесс все-таки находится под контролем главного тренера.

О других громких переходах в российской премьер-лиге продолжает рассказывать «Труду» Алексей Еременко:

– В «Спартаке» с моим сыном Романом не стали продлевать контракт. Ему нужно было искать новое рабочее место, чтобы кормить семью. Роман выбрал ФК «Ростов». С Валерием Карпиным ни Роман, ни я лично не знакомы. Но при выборе города для работы был учтен и тот фактор, что Ростов для нашей семьи – не чужой город. Я начинал играть в Новочеркасске, потом выступал за ростовский СКА. Рома родился в Москве, но потом он прожил более года в Ростове, пока я играл в местном «Ростсельмаше». Да и по переезду в Финляндию мы первые пять лет каждый Новый год всей семьей встречали в Ростове, в кругу родственников. Родной брат у меня живет в Новочеркасске, двоюродные в Ростове, так что одиноко Роме там не будет. А мне приятно, что он увидит Ростов другими глазами и будет регулярно общаться с родней.  

Из переходов игроков российской сборной в первую очередь отмечу продажу защитника Федора Кудряшова из Рубина в турецкий «Истанбул Башакшехир». В последнее время многие российские аналитики настоятельно советуют футболистам переезжать в зарубежные клубы тех стран, где сильные чемпионаты. Но я не могу однозначно сказать - плохо это или хорошо. Когда я уезжал играть за рубеж в 1990, нам было значительно сложнее, во всех отношениях. Но и сейчас я не люблю рассуждения всяких умников: лучше ли будет российскому футболисту за границей или хуже. Никто, кроме него самого, это оценить не может. И только он несет ответственность за это решение. Но если при переезде из России он не потерял ни в игровом времени, ни в доходах, то он выигрывает – повышает свой футбольный кругозор, приобретает профессиональные знания, учит языки, культуру других стран. При будущей работе тренером или менеджером это всё ему пригодится. Но никакой единой тенденции в этом вопросе нет. А почему, например, Александр Головин не пока заиграл в Монако – об этом я, тренер и бывший профессиональный футболист, в точности сказать не могу. На успех могут повлиять многие факторы. После двух забитых голов Головин получил травму. Но он – футболист высокого класса даже по европейским меркам, и если эти факторы благоприятно для него сложатся, он сможет добиться успеха в «Монако» или другом именитом европейском клубе. А читать на эту тему «футбольных специалистов» в СМИ и слушать их телекомментарии мне всегда смешно. Тем и хорошо футбол: каждая домохозяйка считает, что разбирается в нем лучше тренера сборной страны или ведущего клуба.