Новости
Главная Культура 15:12 13 Февраля 2024 1735
«Я честно сказал себе – я счастлив!»

Стартует фестиваль, посвященный 50-летию концертной деятельности пианиста Юрия Розума

Сергей Николаев
Играет Юрий Розум. Фото предоставлено устроителями концерта

22 февраля в Большом зале Московской консерватории масштабным юбилейным концертом откроется фестиваль «Юрий Розум. 50 лет на сцене». В свой собственный день рождения знаменитый пианист выйдет к публике Большого зала вместе с самыми любимыми им и ею исполнителями, с которыми в разное время его свела судьба.

– Юрий Александрович, поздравляем с наступающим юбилеем! Программа вашего праздничного гала-концерта необычна – по какому принципу вы её построили?

– Это музыкальное путешествие по страницам моей жизни. Сначала я исполню сочинения моего любимого Шопена. Дело в том, что сто лет назад моей дед влюбился на концерте в пианистку, исполнявшую мечтательные шопеновские баллады и вальсы, и сказал себе, что непременно на ней женится. Так и случилось. Появилась на свет моя мама, а значит и я, и всё благодаря тому самому си-минорному вальсу, что исполнит теперь в Большом зале юный музыкант, ученик ЦМШ Ван Дакай. Услышит публика и выступление народного артиста России Даниила Крамера, с которым мы не раз пересекались в самых далёких уголках страны, когда были молодыми солистами Московской областной филармонии. Будет и страничка, посвященная моему папе, народному артисту РСФСР Александру Розуму, чей баритон так любила публика: романсы из его репертуара исполнит великолепный бас «Геликон-оперы» Михаил Гужов. Вспомним и творчество мамы, народной артистки России хормейстера хора Русской народной песни Галины Рождественской: сочинения из ее программ исполнят моя бывшая стипендиатка Елизавета Антонова и один из лучших коллективов нашего времени «Мастера хорового пения».

А во втором отделении будут музыкальные поздравления звёзд, моих друзей. Это солистка Большого театра Анна Аглатова и певица Нина Шацкая, актёры Александр Домогаров и Эммануил Виторган. А в финале вы услышите меня в Первом концерте Чайковского, с которым я побеждал на многих конкурсах, это моя визитная карточка с ранних лет концертной деятельности.

– За полвека этой деятельности состав публики многократно менялся. Однако ее интерес к вашим выступлениям неизменно высок – как вы это объясняете?

– Публика, конечно, меняется, но такие человеческие чувства, как радость, горесть, любовь, разочарование – они вечны и были такими же триста лет назад, каковы сегодня... Музыка – это язык интонации, которая напрямую передается от души к душе, выражает переживания человека точнее всех других искусств. Нет таких слов, которые могут выразить всю тонкость палитры человеческих эмоций, этой игры настроений, дыханий, надежд так, как это делает музыка. Главное – войти в произведение композитора столь глубоко, чтобы у тебя родилось ощущение, будто ты сам все это написал. Ведь этот разговор душ воздействовал на публику любого столетия, он – над временем и языковыми различиями.

– На ваших концертах всегда много детей – как вы нашли подход к этой благодарной, но непростой аудитории?

– Помните призыв Максима Горького: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше»? Точнее, по-моему, не скажешь. Возможно, от артиста требуется чуть больше собственной искренней увлеченности – она обязательно передастся залу, ребята будут слушать как заворожённые! Конечно, если я выступаю перед совсем юной публикой – к примеру, участниками своих фестивалей «Звёздный десант» или «Музыкальная мастерская Юрия Розума» – стараюсь всё же не выбирать такие мощные конструкции, как сонаты Прокофьева или Брамса. Лучше сыграть романтические миниатюры Шопена, балетные номера Чайковского, «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Эти произведения не менее гениальны, притом мелодически доступны. Но, конечно, их надо играть не примитивно, а «по Горькому» – как для взрослых, только лучше.

– Вы много гастролировали за рубежом. Тамошняя публика сильно отличается от российской?

– Западная публика воспитана на культуре исполнительства, где во главу угла ставится стиль, вот он – царь интерпретации. Всё должно быть подчинено задаче исторической выверенности стиля: Скарлатти нельзя играть, как Моцарта, Моцарта – как Бетховена, Бетховена – как Шопена и так далее… И это, конечно, очень важное правило, но есть в музыке нечто еще более драгоценное – душа! Вот она для российского музыканта – на первом месте, а стиль – потом. Мы, конечно, тоже не превращаем Баха в Дебюсси. Но знаете, что говорил мой великий и любимейший профессор Лев Николаевич Наумов: «Моцарта НАДО играть, как Бетховена, Бетховена НАДО играть, как Шопена». Он имел в виду – эти гениальные мастера шли впереди своего времени, их страсть выплескивалась за границы, обозначенные стилем века. Тогда и современную публику это будет по-особому впечатлять, будоражить, увлекать за собой.

– Какое выступление вы, покоривший концертные залы от Европы до Австралии, запомнили ярче всего?

– Все первые выступления в легендарных залах мира. Это как первая любовь, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Конечно – дебют в Большом зале консерватории. Точно так же – моё первое выступление в Театре «Колон» в Буэнос-Айресе…

Но, пожалуй, больше всего мне запомнилось выступление на конкурсе имени Марии Канальс в Барселоне в 1980 году. К нему я подготовил огромную программу, требования для которой мне перевели с испанского – и там значилось: «классическая соната, первая или вторая и третья часть». Я подготовил первую часть 17-й сонаты Бетховена, очень красивую музыку. Совершенно случайно за два дня до вылета в Испанию мне попался в руки оригинальный буклет конкурса, листаю – а там написано в скобках: «по выбору жюри». Представляете! А если жюри выберет части, которые я не учил? Что я буду делать? Я выучил их за два дня, последнюю ночь перед вылетом до утра занимался в классе Гнесинки, уже представлял, как выйду, сыграю их, если, кто ведает, меня именно их спросят… Закончил уже на рассвете, спускаюсь к выходу…а двери заперты! Я начинаю бить кулаками, потому что мне уже пора собирать чемодан и ехать в аэропорт. В итоге выпрыгиваю из окна какого-то класса на первом этаже и бегу (транспорта ждать некогда) домой, быстро пакую чемодан… И что же вы думаете?

Я прилетаю в Барселону, играю первый тур. А во втором меня спрашивают… вторую и третью части 17-й сонаты! К счастью, сыграл я их, видимо, неплохо, потому что был отобран в финал. А его уже прошёл триумфально, в конце организаторы вынесли большие плакаты с именами, и я вижу свою фамилию – первая премия, золотая медаль и по-испански приписка: «единогласно», por unanimidad. Тогда я смог честно сказать себе – я счастлив!

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12379
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7790
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7518
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6814
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6582
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?