ЮРИЙ ТРУТНЕВ: КТО ЖЕ ЭТУ БОДРУЮ БЮРОКРАТИЮ РАЗВОДИТ?

Губернатор Пермской области Юрий Петрович Трутнев молод и энергичен. Первого марта ему исполнилось 45 лет. Четыре последних года он руководил администрацией областного центра, проявил себя хорошим хозяйственником и организатором, сумевшим добиться впечатляющего подъема экономики и социальной сферы Перми. Два месяца назад избран губернатором. Каким оказалось принятое им "наследство"? Какие проблемы крупного российского региона представляются ему наиболее важными, требующими первоочередного решения? И, наконец, классический вопрос: "Что делать?" - в смысле, как эти проблемы решать. Об этом - беседа корреспондента с губернатором.

- Пермская земля - один из наиболее благополучных регионов России. Область - донор, дающий значительные поступления в бюджет. Четвертое место в стране по уровню доходов населения, возрождающаяся экономика - неплохая "стартовая площадка" для нового губернатора...
- Действительно, наша область в сравнении со многими другими регионами выглядит более стабильной, более динамично развивающейся. Однако я бы сформулировал ситуацию так: это происходит не "потому, что", а "вопреки". Не очень хороший тон - критиковать предшественников, но объективный анализ показывает: последние годы область развивалась в большей степени благодаря своему весьма мощному и разностороннему экономическому потенциалу, чем в результате грамотного и умелого управления. Структура экономики Пермской области такова, что у нас представлены практически все сферы материального производства. К тому же мы располагаем богатейшими запасами природных ресурсов, в том числе золота, нефти. Вот такая полиморфная структура, подкрепленная мощным природным потенциалом, позволяет сохранять ситуацию относительно стабильной. Больше того, она позволяет добиваться некоторого превышения роста жизненного уровня над темпами инфляции. Но все это - на поверхности. Стоит копнуть чуть глубже - и выявляются очень серьезные проблемы.
Если описывать ситуацию крупными мазками, то картина примерно такая. Лесопромышленный комплекс нужно восстанавливать чуть ли не с нуля. Сельское хозяйство запущено до предела. Речной транспорт практически не работает. Жилищно-коммунальная сфера - на грани краха...
- Ну а причины? Только ли прежняя администрация виновата?
- Нет, конечно. Есть причины объективные, имеющие, я бы сказал, общегосударственный характер. Они всем известны, но ведь не решаются, вот в чем беда. Не могу не сказать, например, о ситуации с межбюджетными отношениями, ибо сегодняшний их характер не стимулирует совершенствование управления регионами, а - наоборот. Речь об одном очень серьезном противоречии. Бюджет между тремя уровнями власти - федеральным, региональным и муниципальным - распределяется, как известно, сверху. Региональный бюджет получает то, что остается после формирования федерального, а органы самоуправления, то есть города, поселки и т.д. - то, что остается после формирования регионального бюджета. До низу доходят крохи. А между тем основные потребности формируются как раз снизу. По сути дела еще никто по-настоящему, обстоятельно и всесторонне не подсчитывал, в какую копеечку обходится тому или иному городу содержание милиции, общественного транспорта, коммунальных служб и так далее. Но если мы не знаем этого, то как мы можем знать, сколько средств нужно "низам" в реальной жизни? Потому-то им чаще всего приходится довольствоваться тем, что дадут.
Получается так, что один руководитель бьется как рыба об лед, чтобы уложиться в свои скудные средства, и каким-то образом укладывается, а другой отключает отопление, останавливает автобусы и троллейбусы и говорит: нет денег в бюджете. Такая ситуация позволяет многим руководителям разных уровней быть неэффективными на своих должностях, дает возможность скрыть элементарное нежелание или неумение грамотно вести дела. Нехватка средств - один из наиболее удобных аргументов, которым можно "прикрыть" свой непрофессионализм. Потому-то у нас так мало хороших управленцев, хозяйственников, менеджеров, что плохие могут подолгу удерживаться у руля власти. Если же дать руководителям возможность развернуться, а потом проверить результаты их работы, - тогда сразу станет ясно, кто есть кто.
- Умение управлять - это действительно очень важно. И не случайно многие руководители, придя к власти, перекраивают "под себя" кадры в своих структурах. Вот вы, например, сели в кресло губернатора, и каковы же были ваши решения по кадровым вопросам?
- Мне пришлось сменить приблизительно семьдесят процентов руководящего состава областного уровня - вице-губернаторов, начальников управлений и т.д. Но вовсе не потому, что такова традиция или что новый губернатор - всегда "новая метла". Все очень просто: прежняя команда не обеспечивала грамотного и эффективного управления, я был обязан ее заменить.
- А кем?
- Этот вопрос - сложнейший. В данном случае пришлось "оголить" мэрию Перми, забрать оттуда большую группу работников. Говорю об этом с сожалением, как о мере чрезвычайной и вынужденной, ибо теперь команду мэрии надо формировать заново. Конечно, люди будут найдены, расставлены по своим местам, и раньше или позже эта потеря для города будет компенсирована. Но проблема все равно остается. Это проблема общероссийского масштаба: отсутствие системы, позволяющей четко отслеживать, желательно еще со студенческой скамьи, перспективных управленцев, да и не только управленцев, разумеется. Так, как это делается в других цивилизованных странах. В США, например, существуют эффективные методики определения "кто есть кто", и там не приходится подбирать кадры, основываясь только на личных, зачастую обманчивых впечатлениях, оценках или просто методом "тыка".
- Новая команда сформирована. Что дальше?
- Дальше работа. Нормаль-ная - последовательная и планомерная. Мы исходим из того, что все проблемы нашей области - безусловно решаемы, и сейчас главное - тщательно проанализировать ситуацию, определить основные направления деятельности. Следует четко разграничить полномочия, зоны ответственности, наметить ориентиры в работе по каждому направлению (здравоохранение, транспорт, строительство и так далее).От того, насколько четко поставлены задачи, в огромной степени зависит их исполнение.
- Вы говорили о распределении прав и обязанностей между региональными и муниципальными властями. Во многих регионах руководители высокого уровня "тянут одеяло на себя", оставляя руководителей низшего звена без возможностей эффективно действовать. Что вы можете сказать об этом как руководитель муниципального уровня в недалеком прошлом?
- Действительно, не много на Руси губернаторов, которые стремились бы дать органам местного самоуправления больше самостоятельности. Принято считать, что чем больше прав сконцентрировано в "верхнем звене", тем лучше. Я считаю иначе: если губернатор сильный, то ему местное самоуправление не мешает. Наоборот, чем четче я распределил зоны ответственности, тем лучше и эффективней мне работается.
- И последний, весьма актуальный вопрос: взаимоотношения власти и прессы. Прошедшие в прошлом году губернаторские выборы в 32 регионах показали кое-где образцы беспардонности некоторых претендентов в борьбе за власть и самих СМИ, отстаивавших "своих" кандидатов, точнее - хозяев. А как у вас?
- У нас выборная кампания прошла спокойно. Пресса в основном старалась соблюдать Закон о выборах и правила приличия, упрекнуть ее ни в чем не могу. Это не означает, что мне все нравится в том, как освещаются те или иные события в области, не со всеми местными изданиями я могу согласиться по концептуальным вопросам. Но у нас вполне корректные, взаимоуважительные отношения. Разумеется, и я не всегда предстаю в прессе как положительный герой - это нормально. Когда мы проводим брифинги для журналистов, свободных мест в зале не бывает. Это значит: то, что мы делаем, важно и интересно для прессы, и у нас взаимное стремление работать в конструктивном ключе.