Дело предстоит весьма хлопотное и дорогостоящее, ведь водолазам надлежит поднять со стометровой глубины около полутора тысяч тонн разрушенных взрывом обломков 1-го отсека погибшего крейсера.
Причем на сей раз Россия не собирается прибегать к помощи авторитетных в области судоподъема иностранных фирм, рассчитывая справиться силами аварийно-спасательной службы нашего Военно-Морского флота. Учитывая всем известное ее плачевное состояние, которое стало особенно очевидным после катастрофы "Курска", предстоящая операция станет серьезной проверкой для российских моряков.
Однако идти на определенный риск и немалые расходы заставляет надежда получить дополнительную информацию о том, что же в действительности погубило атомоход. По мнению академика Спасского, оставшиеся на дне элементы конструкции корабля "позволят уточнить тот процесс, который шел в лодке после начального взрыва".
В принципе экспертам уже почти ясно, как развивались события внутри "Курска" в первые мгновения после начала трагедии. Лодка перед выходом в торпедную атаку находилась на перископной глубине. Находившиеся в 1-м отсеке моряки погибли практически сразу же. Взрывная волна прошла до центрального поста атомохода и убила или оглушила тех, кто был там. В том числе командира корабля, вахтенного офицера и вахтенного механика. Потерявший управление крейсер начал проваливаться на дно. Уцелевшие в 3-м отсеке подводники стали уходить в сторону кормы. Однако сумели добежать лишь до 4-го отсека. Новый, еще более мощный взрыв, вызванный детонацией накалившихся от пожара торпед, смял уцелевшие переборки вплоть до кормовой 5-го, которая выгнулась дугой. Он догнал и тех, кто искал спасения в корме. Именно поэтому при обследовании поднятого на поверхность "Курска" следователи нашли сразу тридцать подводников, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека. В полном составе погибла и вахта главной энергетической установки, но, к счастью, автоматика сама заглушила реактор. В промежутке между взрывами кто-то из моряков в 6-м отсеке успел задраить переборку, дав шанс оставшимся в кормовой части атомохода.
Там никакой паники не было. Командиры отсеков руководили борьбой за живучесть, о чем свидетельствуют развернутые аварийные телефоны. Более того, думали они не только о себе. Укрывшиеся в 6-м отсеке моряки под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова вручную подключили дополнительную группу газа высокого давления первого контура реактора, обеспечив его дополнительную герметичность.
Очевидно, что именно Арятов и его подчиненные перед смертью сумели сделать главное - предотвратить радиационное загрязнение моря.
А когда вода начала постепенно один за другим топить уцелевшие отсеки, моряки тоже покидали их организованно, забирая с собой все комплекты регенерации, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия и спасательные гидрокомбинезоны. Только воспользоваться ими подводникам не довелось...
Известно уже немало. Но что послужило катализатором катастрофы "Курска" - все еще загадка. Еще одна попытка найти правильный ответ будет предпринята летом.