ИСТИНА - НА ДНЕ

В Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин" завершена работа над проектом подъема оставшихся на дне Баренцева моря фрагментов носовой оконечности атомной подводной лодки "Курск". По словам генерального директора "Рубина" академика Игоря Спасского, глубоководные работы в Заполярье начнутся летом нынешнего года.

Дело предстоит весьма хлопотное и дорогостоящее, ведь водолазам надлежит поднять со стометровой глубины около полутора тысяч тонн разрушенных взрывом обломков 1-го отсека погибшего крейсера.
Причем на сей раз Россия не собирается прибегать к помощи авторитетных в области судоподъема иностранных фирм, рассчитывая справиться силами аварийно-спасательной службы нашего Военно-Морского флота. Учитывая всем известное ее плачевное состояние, которое стало особенно очевидным после катастрофы "Курска", предстоящая операция станет серьезной проверкой для российских моряков.
Однако идти на определенный риск и немалые расходы заставляет надежда получить дополнительную информацию о том, что же в действительности погубило атомоход. По мнению академика Спасского, оставшиеся на дне элементы конструкции корабля "позволят уточнить тот процесс, который шел в лодке после начального взрыва".
В принципе экспертам уже почти ясно, как развивались события внутри "Курска" в первые мгновения после начала трагедии. Лодка перед выходом в торпедную атаку находилась на перископной глубине. Находившиеся в 1-м отсеке моряки погибли практически сразу же. Взрывная волна прошла до центрального поста атомохода и убила или оглушила тех, кто был там. В том числе командира корабля, вахтенного офицера и вахтенного механика. Потерявший управление крейсер начал проваливаться на дно. Уцелевшие в 3-м отсеке подводники стали уходить в сторону кормы. Однако сумели добежать лишь до 4-го отсека. Новый, еще более мощный взрыв, вызванный детонацией накалившихся от пожара торпед, смял уцелевшие переборки вплоть до кормовой 5-го, которая выгнулась дугой. Он догнал и тех, кто искал спасения в корме. Именно поэтому при обследовании поднятого на поверхность "Курска" следователи нашли сразу тридцать подводников, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека. В полном составе погибла и вахта главной энергетической установки, но, к счастью, автоматика сама заглушила реактор. В промежутке между взрывами кто-то из моряков в 6-м отсеке успел задраить переборку, дав шанс оставшимся в кормовой части атомохода.
Там никакой паники не было. Командиры отсеков руководили борьбой за живучесть, о чем свидетельствуют развернутые аварийные телефоны. Более того, думали они не только о себе. Укрывшиеся в 6-м отсеке моряки под руководством капитан-лейтенанта Рашита Аряпова вручную подключили дополнительную группу газа высокого давления первого контура реактора, обеспечив его дополнительную герметичность.
Очевидно, что именно Арятов и его подчиненные перед смертью сумели сделать главное - предотвратить радиационное загрязнение моря.
А когда вода начала постепенно один за другим топить уцелевшие отсеки, моряки тоже покидали их организованно, забирая с собой все комплекты регенерации, индивидуальные дыхательные аппараты для всплытия и спасательные гидрокомбинезоны. Только воспользоваться ими подводникам не довелось...
Известно уже немало. Но что послужило катализатором катастрофы "Курска" - все еще загадка. Еще одна попытка найти правильный ответ будет предпринята летом.