МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ: ИГРА - В ПОМОЩЬ

Со времени появления на телеканалах всевозможных игр только ленивый из критиков не ругал их. Зачастую - справедливо. Главный упрек: духовности мало в этих телезабавах. В том смысле, что участники их озабочены лишь одним - выиграть как можно больше денег. Но с некоторых пор отношение к играм у многих в нашей стране стало меняться. Не в последнюю очередь благодаря тому, что свой выигрыш некоторые участники берут не себе, а перечисляют нуждающимся.

Пионером тут выступила передача "Кто хочет стать миллионером?", вышедшая в новогодние праздники. Все добытые в честной интеллектуальной борьбе средства были переданы игроками на нужды Государственного Эрмитажа. "Ну хоть не стыдно будет теперь зайти в Эрмитаж", - улыбались супруги Вера Алентова и Владимир Меньшов, "заработавшие" за несколько минут приятной беседы с Максимом Галкиным 125 000 рублей для крупнейшей в России музейной сокровищницы.
Почин подхватило "Слабое звено". Ее выпуск в канун 8 Марта порадовал и действующими лицами (все - известные в России люди: актер Михаил Боярский, политик Владимир Жириновский, певец Валерий Меладзе). Ну а главное, конечно, результатом: 201 тысяча рублей, добытая "звеньями", ушла в Фонд женщин России.
- Нас загодя предупредили о том, что мы будем играть бесплатно, - говорит Михаил Боярский. - Лично я охотно с этим согласился. Мои коллеги по передаче, насколько знаю, тоже. Мне нередко приходится выступать с благотворительными концертами. А тут была еще возможность поздравить женщин с их праздником, может быть, что-то спеть, сымпровизировать, а я это очень люблю.
Импровизировать, по словам Михаила Сергеевича, им в студии строго-настрого запретили. Этим "Слабое звено" его разочаровало. "Получилось, как на школьном экзамене", - сетует Боярский.
Но в данном случае, на мой взгляд, более важно другое: наше телевидение вспомнило наконец об отечественных нуждах, внесло свою, пусть пока и небольшую, лепту в их решение. Первый "жертвенный" "Миллионер" совпал по времени с назначением на пост председателя Совета директоров ОРТ директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Естественным было спросить у него:
- Это ваша идея, Михаил Борисович, - провести благотворительную игру?
- Нет, это была идея организаторов самой программы. Мне они предварительно прислали запрос: согласен ли? Как к этому отношусь? Я посоветовался с коллегами. Решили: дело стоящее. Собранные благодаря "Миллионеру" деньги пойдут на реставрацию зала греческой архаики в здании Нового Эрмитажа. Конечно, этих средств мало, но, как говорят, "копейка к копейке"... Важен в данном случае сам факт, а не сумма.
- Но Эрмитаж и государством субсидируется сравнительно неплохо. Особенно в сравнении с иными провинциальными музеями.
- Вот это чисто по-нашему: "почему ему, а не мне"! Суть же на самом деле совсем в другом. Благотворительность подобного рода должна стать нормой для России. Как это давно уже принято на Западе. Там нередко даже официальные премии, присуждаемые конкретному человеку за его заслуги, неприлично тратить на личные нужды. А только на какой-нибудь общественно значимый проект или благотворительность. Например, в Англии на благое дело используются налоги, взимаемые с выигрышных сумм и призов. Я убежден, что через различные телепередачи, приносящие деньги, мы сможем существенно поддерживать учреждения культуры, не уповая, как сейчас, на один бюджет.
- Те, кто участвовал в новогоднем "Миллионере", в мартовском "Слабом звене", играли действительно бесплатно?
- Да, конечно, с их стороны это была чистая благотворительность. Теперь все те, кто участвовал в том "Миллионере", независимо от выигранной суммы стали членами "Клуба друзей Эрмитажа". Мы вручим им соответствующий билет, и они смогут ходить в наш музей бесплатно.