ОСЛАБ "РОСЖЕЛДОРСНАБ"

Снабженцам МПС в последнее время все чаще поступают телеграммы примерно одинакового содержания: задерживается доставка уже оплаченных грузов. Так, на Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской дорогах с января не было поставок электротехники. Сорваны поставки Западно-Сибирской дороге запчастей грузовых вагонов, лимиты снижены по сравнению с потребностью вдвое, задолженность министерского "Росжелдорснаба" дороге составила 81,7 млн. рублей. В телеграмме из Хабаровска указано, что в результате срыва поставок "дорога на грани остановки". В Саратове - критическая ситуация из-за обильного таяния снега и приостановленных поставок леса... Оказалась "замороженной" половина всех прежних поставок по договорам со 150 партнерами "Росжелдорснаба". С начала года при фактически прежнем финансировании "Росжелдорснаб" по уже прошедшим платежам сократил отгрузки на дороги в среднем наполовину. Почему же все это происходит?

Бесперебойно идут только стратегически важные грузы, например, топливо. Остальным же поставщикам работать не дают, судя по всему... чиновники.Ситуация такова: после недавней отставки гендиректора "Росжелдорснаба" Г. Табакова исполнять обязанности стал его первый заместитель А. Зиле. Вполне рядовая кадровая ситуация. Вполне понятно и то, что и.о. захотел работать с командой своих единомышленников. Вскоре в штате "Росжелдорснаба" появился новый первый зам А. Чебаков, опытный хозяйственник с Забайкальской железной дороги. Работа с кадрами на этом не закончилась: уволилась финансовый директор, в штатном расписании всех управлений появились новые должности заместителей начальников отделов, на которые пригласили "варягов". Эта кадровая "перестройка" началась в январе, и результаты нового менеджмента - "заморозка" поставок - не замедлили сказаться.
Для поставщиков выходов из созданной чиновниками ситуации несколько: либо уходить от работы с МПС, дождавшись оплаты за поставленную продукцию, либо искать новых потребителей уже сейчас, либо обращаться к услугам посредников, которые могли бы вернуть долги и в дальнейшем пропускать все поставки через свои фирмы, естественно, уже за определенные комиссионные, которые на практике составляют не меньше 15-18 процентов. Поскольку у поставщиков "заморожены" немалые деньги, они, скорее всего, вынуждены будут выбрать последний вариант. Однако это как-то не вяжется с принципами работы государственной структуры.
ГП "Росжелдорснаб" - одно из крупнейших подразделений МПС, создано в 1991 году. Поставляет железным дорогам по их заявкам вагоны, локомотивы, топливо, нефтепродукты, запчасти и т.п. МПС ежемесячно на эти цели выделяет около 2, 4 млрд. рублей .
Впрочем, при более внимательном взгляде на кадры, которые пришли в течение недавнего времени в снабженческие структуры, многое на первый взгляд непонятное становится яснее. Стиль новой команды можно объяснить прежним опытом ее "игроков". Так, А. Зиле пришел в МПС меньше года назад из государственного предприятия "Трансметалл", которое еще недавно было предприятием частным - ООО "Трансметалл".
По слухам, которые активно распускает пришедшая команда, ее работа по созданию новых схем поставок и действия по "минимизации расходов" поддерживают в департаменте финансов министерства все, вплоть до его руководителя П. Короткевича. Что, вероятно, так и есть, если учесть, что последний имеет прямое отношение к некоторым "приближенным" поставщикам, скажем, ООО "Магистраль-Холд" (где до назначения в "Росжелдорснаб" трудился заместителем генерального директора А. Чебаков).
Фактически пока новая команда старается отрегулировать финансовые потоки "Росжелдорснаба", многие поставщики несут ощутимые потери. Для многих градообразующих предприятий-поставщиков это катастрофа. На дорогах срывается график текущего ремонта, что влияет на объемы перевозок и безопасность движения, ведь даже нехватка таких "мелочей", как светофорные лампы или огнетушители, может привести к катастрофе в прямом смысле этого слова.
Работа команды по новым правилам явно не на пользу ни железной дороге, ни поставщикам. Более того, это уж слишком похоже на попытку создать внутри госучреждения управляемую вертикаль с "двойным дном".
... При вступлении в должность новый глава МПС Геннадий Фадеев заявил на селекторном совещании всем работникам железных дорог России о том, что дал слово президенту навести порядок в отрасли. И, надо сказать, министр обещание свое выполняет: идет реформа, оптимизируются финансовые потоки, которые в первую очередь направляются на нужды производства, закрыты дорогостоящие проекты. Оптимизируется работа в самом министерстве, произошли кадровые перестановки. Но, видимо, чиновники рангом пониже, понимая, насколько активно министр взялся за дело, решили не ждать, пока дело дойдет и до них...