СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Торжественными службами в Свято-Даниловом монастыре и во всех приходах Московии наша Церковь начинает праздновать память святого князя, который, будучи младшим из сыновей великого князя Александра Невского, наиболее достойно продолжил деяния великого отца своего.

Русский историк Сергей Соловьев писал: "Область Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей мы замечаем стремление получить в свою власть все течение реки". Наследовав в молодом возрасте Московский удел, Даниил, возмужав, начал борьбу за возвышение Москвы. Выросший под бурями и кознями татарскими (при его княжении уже окрепшая Москва была взята и разорена Дюденеевой ратью в 1293 году), среди борьбы своих дядьев и братьев за Владимирский великокняжеский стол, энергичный князь направил все свои усилия на расширение собственного небольшого удела и собирание русских земель под главенством Москвы, ставшей впоследствии столицей могучего государства.
Как правитель, Даниил действовал в духе своего времени: любыми путями стремился приобрести новые владения и богатства. Но как геополитика и устроителя завещанной земли его вели мудрость (хоть прожил немногим более сорока лет) и Божий промысел. Он вернул отчий удел - Переславль-Залесский, северней которого пока было бесполезно соваться, воевал и хитростью пленил, не казня, рязанского князя Константина Романовича, но следствием этого стало присоединение Коломны - города, запирающего устье Москвы-реки. Теперь надо было взять ее исток, и Даниил повел борьбу с Можайском, да так успешно, что верховьем реки и крепостью сразу овладел его сын Юрий в год смерти отца. Была выполнена главная задача: взять под контроль все течение реки! Не символично ли, что после вековых административных делений и преобразований такими и остались границы Московской области - все течение реки, включая исток в болоте на границе со Смоленщиной.
Помню, я приехал в Великий Новгород, на берег Волхова, чтобы подготовить для газеты беседу с Дмитрием Балашовым - автором прогремевших романов "Бремя власти", "Младший сын", "Великий стол", "Симеон Гордый". Меня особенно занимал тогда вопрос, почему же все-таки незаметный городок на Москве-реке выступил собирателем Русской земли? С порога задал этот вопрос Балашову, добавив: может, здесь географический фактор, срединное и неуязвимое местоположение Москвы роль сыграло? Но писатель ответил решительно: "Только про местоположение и "стыки" - не надо! Выигрышнее положения, чем у Твери, ни у одного города не было. Столицу сделали, выбрали, сотворили силами народа в борьбе, в поисках путей для исполнения главной цели - объединения терзаемой усобицами страны и ее освобождения. Московские князья сумели решить эту жизненную проблему талантливее других". Одним из таких выдающихся талантов был Даниил Московский.
Замечательны не только дипломатические, военные, но и другие деяния князя. Он учредил в Москве оборонительное войско (1300 год), положил основание Кремлю, построил на его территории еще деревянный Архангельский собор и храм Спаса на Бору. А еще набожный князь основал монастырь в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. На погосте новой обители, приняв схиму, он и завещал себя похоронить как простого инока.
В 1931 году монастырь на Москве-реке, который при советском режиме держался дольше всего из столичных обителей, был закрыт и стал колонией для малолетних преступников, пришел в запустение. В 1983 году он одним из первых был возвращен Церкви и к 1000-летию Крещения Руси восстановлен во всей красе. Ныне в обители монахов больше, чем в периоды прежнего расцвета, она сияет благолепием и служит официальной резиденцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, средоточием церковно-духовной жизни. Неподалеку от монастыря поставлен памятник Даниилу Московскому и в 1998 году возведена часовня в его честь. Наш Первосвятитель написал о нем: "Святой Благоверный князь Даниил... стяжал славу миротворца и мудрого правителя, заложив нравственные основы будущей государственной политики своих преемников".
Дай-то Бог, чтобы Россия дожила до выполнения завещания Даниила - до торжества политической мудрости и нравственной преемственности, до готовности правителей не проливать безвинную кровь, не мстить из личных обид и выгод, не выделять себя из круга соратников и соплеменников, а класть последние силы на укрепление государства.