Русский историк Сергей Соловьев писал: "Область Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей мы замечаем стремление получить в свою власть все течение реки". Наследовав в молодом возрасте Московский удел, Даниил, возмужав, начал борьбу за возвышение Москвы. Выросший под бурями и кознями татарскими (при его княжении уже окрепшая Москва была взята и разорена Дюденеевой ратью в 1293 году), среди борьбы своих дядьев и братьев за Владимирский великокняжеский стол, энергичный князь направил все свои усилия на расширение собственного небольшого удела и собирание русских земель под главенством Москвы, ставшей впоследствии столицей могучего государства.
Как правитель, Даниил действовал в духе своего времени: любыми путями стремился приобрести новые владения и богатства. Но как геополитика и устроителя завещанной земли его вели мудрость (хоть прожил немногим более сорока лет) и Божий промысел. Он вернул отчий удел - Переславль-Залесский, северней которого пока было бесполезно соваться, воевал и хитростью пленил, не казня, рязанского князя Константина Романовича, но следствием этого стало присоединение Коломны - города, запирающего устье Москвы-реки. Теперь надо было взять ее исток, и Даниил повел борьбу с Можайском, да так успешно, что верховьем реки и крепостью сразу овладел его сын Юрий в год смерти отца. Была выполнена главная задача: взять под контроль все течение реки! Не символично ли, что после вековых административных делений и преобразований такими и остались границы Московской области - все течение реки, включая исток в болоте на границе со Смоленщиной.
Помню, я приехал в Великий Новгород, на берег Волхова, чтобы подготовить для газеты беседу с Дмитрием Балашовым - автором прогремевших романов "Бремя власти", "Младший сын", "Великий стол", "Симеон Гордый". Меня особенно занимал тогда вопрос, почему же все-таки незаметный городок на Москве-реке выступил собирателем Русской земли? С порога задал этот вопрос Балашову, добавив: может, здесь географический фактор, срединное и неуязвимое местоположение Москвы роль сыграло? Но писатель ответил решительно: "Только про местоположение и "стыки" - не надо! Выигрышнее положения, чем у Твери, ни у одного города не было. Столицу сделали, выбрали, сотворили силами народа в борьбе, в поисках путей для исполнения главной цели - объединения терзаемой усобицами страны и ее освобождения. Московские князья сумели решить эту жизненную проблему талантливее других". Одним из таких выдающихся талантов был Даниил Московский.
Замечательны не только дипломатические, военные, но и другие деяния князя. Он учредил в Москве оборонительное войско (1300 год), положил основание Кремлю, построил на его территории еще деревянный Архангельский собор и храм Спаса на Бору. А еще набожный князь основал монастырь в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. На погосте новой обители, приняв схиму, он и завещал себя похоронить как простого инока.
В 1931 году монастырь на Москве-реке, который при советском режиме держался дольше всего из столичных обителей, был закрыт и стал колонией для малолетних преступников, пришел в запустение. В 1983 году он одним из первых был возвращен Церкви и к 1000-летию Крещения Руси восстановлен во всей красе. Ныне в обители монахов больше, чем в периоды прежнего расцвета, она сияет благолепием и служит официальной резиденцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, средоточием церковно-духовной жизни. Неподалеку от монастыря поставлен памятник Даниилу Московскому и в 1998 году возведена часовня в его честь. Наш Первосвятитель написал о нем: "Святой Благоверный князь Даниил... стяжал славу миротворца и мудрого правителя, заложив нравственные основы будущей государственной политики своих преемников".
Дай-то Бог, чтобы Россия дожила до выполнения завещания Даниила - до торжества политической мудрости и нравственной преемственности, до готовности правителей не проливать безвинную кровь, не мстить из личных обид и выгод, не выделять себя из круга соратников и соплеменников, а класть последние силы на укрепление государства.