10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕДОШИТОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 13 Марта 2004г.

Скажу заранее: в этой ситуации Серебренников повел себя хитро. Он не стал "ломать" мхатовских

Скажу заранее: в этой ситуации Серебренников повел себя хитро. Он не стал "ломать" мхатовских артистов, отдав им на откуп все психологические сцены, касающиеся взаимоотношений родителей и детей, живущих под одной крышей словно чужие люди. Даже отвел для этого особое место на сцене: длинный обеденный стол, покрытый белой скатертью, где ни одно чаепитие, ни одна трапеза не проходит без скандалов.
Главным инициатором этой семейной "корриды" выступает вечно недовольный жизнью старик Бессеменов в исполнении Андрея Мягкова, которого и стариком-то не назовешь: умные глаза из-под насупленных бровей пронизывают собеседника насквозь, речь четкая, ясная. Серебренников предоставил Мягкову полную свободу, позволив ему режиссировать роль от начала и до конца. Так же он поступил и с Аллой Покровской, исполняющей роль жены Бессеменова Акулины Ивановны. Более того, он сделал их лидерами представления, стараясь подтянуть к ним и других исполнителей. И это ему удалось. Ни одной провальной роли я не заметила в этом многослойном, преднамеренно эклектичном спектакле, где нашлось место даже музыкальному ансамблю "Пан-квартет", аккомпанирующему артистам во время их монологов. Таким образом, Серебренников проявил несвойственную ему лояльность по отношению к психологическому театру, сохранив причинно-следственные связи, заложенные автором в пьесе. Это был своего рода фундамент, на котором режиссер создал так называемую художественную "надстройку", состоящую из сочиненных им этюдов на тему современного мещанства, дополняющих горьковских "Мещан".
Дом Бессеменова напоминает бункер с высокими бетонированными стенами. Спектакль начинается так: под бравурную музыку на сцену выходят рабочие, белят, красят, передвигают мебель - громоздкий кожаный диван с высокой спинкой, зеркальный шкаф, но от этого уютнее в квартире не становится, общий интерьер так и не складывается, все предметы существуют отдельно. Впрочем, все обитатели этого двухэтажного бункера тоже живут каждый сам по себе. Сын Бессеменова Петр (Алексей Агапов), выгнанный из университета, слоняется по дому в майке и вытянутом на коленках трикотажном трико, чем сильно раздражает папашу. Каждый раз при его появлении он старается поскорее ретироваться в комнату веселой жилички Елены Николаевны (Евгения Добровольская), где можно выпить и закусить, и на теплом плечике молодой вдовы выспаться. Его сестра Татьяна (Кристина Бабушкина), засидевшаяся в девках бесталанная учительница, поняв, что выросший в их доме Нил (Алексей Кравченко) никогда не женится на ней, решает отравиться, но ее спасают. Недошитое платье невесты так и останется лежать на швейной машинке, а его хозяйка наденет очки с залепленными стеклами, чтобы не видеть опостылевших ей людей.Во втором акте Бессеменов, сломленный предательством детей, тоже отгородится от мира белой занавеской.
Таких режиссерских метафор в спектакле множество. Они нужны Серебренникову, чтобы лишний раз подчеркнуть свое авторство. При этом он исхитряется втиснуть в довольно плотную драматургическую канву отрывок из пьесы "Дон Сезар де Базан" в комическом исполнении тех самых рабочих, которые появляются в начале спектакля. Спрашивается, зачем режиссеру понадобилась эта явная пародия на романтических героев? Точно не отвечу, но скорее всего для того, чтобы убедить зрителей в том, что в современной мещанской среде нет места героям.
Подобного рода режиссерские импровизации интересны сами по себе, они визуально украшают спектакль, и в то же время делают его излишне длинным - четыре часа действия, это вам не шутка. Да и по жанру трудно определить, что это: драма, мелодрама или памфлет на современных мещан?
Мне показалось, что чувство вкуса в очередной раз подвело неуемного постановщика, приделавшего к горьковским "Мещанам" такое количество виньеток и завитушек, что хотелось взять ножницы и отрезать их. Самовыражение в искусстве - вещь, конечно, неплохая, но ведь и меру тоже надо знать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников