24 сентября 2017г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.65   € 69.07
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЧАЙКА" ИЗ МЮЗИК-ХОЛЛА

Звенигородская Наталия
Статья «"ЧАЙКА" ИЗ МЮЗИК-ХОЛЛА»
из номера 040 за 13 Марта 2007г.
Опубликовано 01:01 13 Марта 2007г.
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера балета "Чайка" в постановке Джона Ноймайера. Знаменитый хореограф перенес на московскую сцену свою версию чеховской пьесы, впервые показанную его гамбургской труппой летом 2002 года.

Нет ничего удивительного в том, что один из лидеров мировой хореографии обратил свой взор к одному из лидеров мировой драматургии. Едва ли не самый востребованный за последние сто лет драматург, Чехов оказался близок Ноймайеру как психолог. Хореограф признается, что испытал особенно сильное впечатление от увиденной им некогда в Нью-Йорке постановки "Трех сестер", которую осуществил последователь Станиславского Ли Страсберг. Правда, "Трех сестер" ставить не стал, а остановил свой выбор на "Чайке", справедливо посчитав пьесу, переполненную любовными чувствами, наиболее подходящей для танца. Пять лет назад в Гамбурге спектакль прошел с шумным успехом. Нынешнюю московскую постановку по общественному резонансу тоже не отнесешь к неудачам. Однако и к эпохальным открытиям, как это подавалось в рекламных анонсах, ее причислять было бы натяжкой.
Стремясь сохранить сюжетную канву пьесы, постановщик вынужденно дробит повествование. Человеческие эмоции (а их обильно проявляют добрых полтора десятка персонажей, не считая кордебалета) удачно переданы лишь в отдельных эпизодах. В других - тонкая эмоциональная ткань рассыпается, вязнет в сюжетных деталях и мимической суете. К тому же хореограф - он же автор декораций и костюмов - наполнил действо "русским духом" - множеством реминисценций, напоминающих зрительному залу, что мы в России. Отсюда - мелькающие пачки императорских балерин, меланхолический пейзаж Левитана, используемый просто в качестве задника... Но то, что, возможно, воспринимается на ура немецкой публикой, для нашей выглядит чересчур лобово.
Пожалуй, слишком предсказуем и перевод Ноймайером чеховских литературно-театральных реалий в танцевальные. В балетной "Чайке" все балетное: герои, коллизии, страсти... Аркадина - академическая балерина, Тригорин - хореограф-классик. Напротив, Костя - балетмейстер, который увлекается авангардистским танцем. Нина танцует в мюзик-холле... Все "говорят" на разных хореографических языках. Каждый кого-то любит, и никто друг друга не понимает. Это, впрочем, как раз "по Чехову". И все же универсализма чеховской пьесы Ноймайеру достичь не удается. Как зачастую не удается ему достичь эмоционального накала, свойственного музыке Шостаковича (в спектакле использованы 15-я симфония, 8-й квартет и некоторые другие сочинения великого русского композитора, которого Ноймайер считает "самым чеховским по духу").
Вместо финального выстрела Треплев, точно цыплятам, сворачивает шеи танцовщикам, на протяжении балета старавшимся реализовать его футуристические танцевальные фантазии, и, осознав призрачность своих творческих амбиций, скрывается под дощатыми подмостками, как в добровольной могиле. Это один из самых удачных эпизодов, но сцен такой силы и изобретательности в спектакле немного. Немного еще и потому, что исполнители пока еще слабо представляют себе, что такое хореографическая эстетика Ноймайера. Увы, российский балет слишком долго был оторван от мировой хореографии, изолирован от стержневых ее течений. И хотя физические барьеры для обмена идеями давно сняты, психологические, в головах людей, продолжают существовать.
Парадокс: Ноймайер пытается возвратить нам психологическое искусство танца, нами же когда-то миру подаренное. А отклика нет. Нет настоящего внутреннего накала, нервной концентрации, которые обычно демонстрируют танцовщики родной гамбургской труппы мастера. Впрочем, окончательное суждение выносить рано - в Москве прошли только первые два представления "Чайки". Говорят, в будущих могут принять участие и гамбуржцы, среди которых, кстати, есть наши соотечественники. Может быть, при их содействии балет Ноймайера обретет на российской сцене ту психологическую глубину, о которой мечтал постановщик?


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?