Вожди не понимали, что общаются с гением

Юрий Кара снимает новый фильм о конструкторе Сергее Королеве

 Известный кинорежиссер Юрий Кара приступил к работе над фильмом «Главный конструктор». Это будет масштабное кинополотно о создателе советской ракетно-космической техники Сергее Павловиче Королеве. Накануне первого съемочного дня режиссер в эксклюзивном интервью рассказал обозревателю «Труда» о замысле фильма.

Юрий Викторович, у вас ведь уже был фильм о Королеве, прошедший шесть лет назад по экранам. Благодаря ему многие узнали, что знаменитый конструктор ракетной техники, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии в юности сидел в сталинских лагерях по абсурдному обвинению во вредительстве...

— Да, наша новая работа — это второй фильм дилогии. Действие первой картины, если помните, заканчивалось накануне войны. Дальше в судьбе Королева наступил очень трудный этап. Он был уверен, что при пересмотре дела будет доказана его невиновность. Но ему лишь вместо десяти лет дали восемь. Это убило Королева даже больше, чем первый приговор. На счастье, Сталин и Берия осознали, что накануне неизбежной войны стране позарез нужны грамотные специалисты. И Королев оказался сначала в шараге под руководством Андрея Николаевича Туполева, тоже заключенного, потом в казанской шараге, а после войны отправлен в Германию изучать ракету немецкого конструктора Вернера фон Брауна...

Это важные вехи его биографии, но я решил, что продолжение фильма должно касаться главного дела жизни Королева — работы по созданию советской ракетно-космической отрасли. Таким образом, наша картина расскажет о судьбе Королева начиная с 1947 года и заканчивая последними его свершениями. Это очень насыщенный отрезок его жизни. Он вместил в себя и создание ракеты, и плотное общение с вождями СССР — Сталиным, Хрущевым, Брежневым, и полет первого искусственного спутника земли, и Белку со Стрелкой, и триумф Гагарина, и выход Алексея Леонова в открытый космос...

— Вожди понимали, что общаются с гением?

— Не понимали. Королеву каждый шаг давался с огромным трудом. Ему все время приходилось убеждать генсеков в необходимости новых научных исследований, полетов в космос. На этом пути он пережил немало обид и даже унижений. Казалось бы, вот полетел Гагарин в космос, это в первую очередь триумф Королева, он по праву должен был стоять рядом с Хрущевым и Гагариным на Мавзолее. А он смотрел торжества дома по телевизору. Партийные бонзы в очередной раз присвоили себе плоды его трудов. А в каких скромных бытовых условиях жили Королев, Гагарин, другие первопроходцы космоса, особенно когда они работали на полигонах, космодромах! Какие-то вагончики, палатки, в которых они были беззащитны перед морозами, пыльными бурями, узенькие походные кровати. Как же это контрастировало с хоромами, в которых жили партийные лидеры...

— На какие источники вы опирались в своей работе?

— На самые разные — от архивных документов до живых бесед с участниками тех легендарных событий. Неоценимым подспорьем стали для меня воспоминания дочери Королева — Натальи Сергеевны. Очень много дали и доверительные встречи с космонавтами Алексеем Леоновым и Григорием Гречко, которые хорошо знали Королева. Да и сам Сергей Павлович оставил после себя исповедальные письма, адресованные его второй жене Нине Ивановне.

— Я знаю, что продолжение фильма о Королеве — ваш давний замысел, на который вы долго не могли найти деньги.

— Самое удивительное, что Минкульт при всей патриотической риторике его нынешних руководителей оказался глух к этому проекту. Надеюсь, что нам поможет Фонд кино, благо там произошли обнадеживающие кадровые перемены, а Попечительский совет возглавил такой серьезный человек, как Владимир Толстой. Предыдущий глава фонда Сергей Толстиков мне просто в открытую заявлял: «Я не дам денег, кому нужен сегодня фильм о Королеве?» По-моему, это недомыслие, подобным людям нельзя вверять судьбы национального кинематографа. Мы и так уже дожили до ситуации, когда в ходе недавнего социологического опроса выяснилось, что про Гагарина слышало только 10% молодежи, а о Королеве вообще мало кто имеет представление.

Я помню, в детстве мы играли в героев войны, в космонавтов, а сегодня наши дети, увы, играют в Джеймса Бонда или Микки-Мауса. При такой политике телевидения, Минкульта, Фонда кино это и неудивительно. Хотя Фонд социальной поддержки кинематографа, думается, создавался вовсе не для того, чтобы финансировать фильмы «Бабло», «Джунгли», «Бой с тенью». Я не против качественного жанрового кино, но оно должно создаваться все-таки не за счет картин о наших великих соотечественниках.

К счастью, наш фильм решили поддержать такие серьезные структуры, как Роскосмос и ОАО «РЖД». Это позволило запуститься с картиной. Но я считаю, что фильм о космосе не имеет права нести на себе следы бедности. Мне хотелось бы, чтобы зрители благодаря волшебной силе кино оказались на поверхности Марса, проехались по кольцам Сатурна... Художник Юрий Устинов, с которым мы вместе работали над «Мастером и Маргаритой», нарисовал потрясающие эскизы, но чтобы их реализовать, понадобится современная компьютерная графика, а ее не сделать без господдержки. Но мне кажется, что эти затраты должны окупиться интересом молодых зрителей, для которых я и снимаю этот фильм.

— Кто у вас снимается в главной роли?

— Вообще-то это тайна. Напуганный злоключениями с «Мастером и Маргаритой», я теперь дую на воду, плюю через левое плечо: Но вам в силу наших давних добрых отношений приоткрою тайну. Сергея Павловича Королева сыграет Валерий Гришко. Он известный театральный режиссер, но за последние время снялся в двух значимых проектах: сыграл маршала Жукова в лучшем фильме прошлого года — «Белом тигре» Карена Шахназарова — и патриарха Никона в лучшем сериале года — «Расколе» Николая Досталя. Это глубокий и очень харизматичный актер. И я надеюсь, что у него получится создать яркий, запоминающийся образ великого ученого и конструктора.

К словам режиссера остается добавить, что съемочная группа планирует завершить фильм 12 января будущего года — в день рождения Сергея Павловича Королева. А премьера «Главного конструктора» состоится 12 апреля — в День космонавтики.