Сказка любви дорогой

Первый канал продолжает показ биографического сериала «Магомаев»

Обычно вокруг таких премьер образуется масса критически настроенных граждан. Большую их часть составляют поклонники знаменитостей, ставших героями экрана. Они негодуют из-за несходства актеров с прообразами, из-за вытащенной на всеобщее обозрение частной жизни их кумиров. Да и вообще из-за того, что все было не так. И ничего удивительного тут нет. Про жанр, именуемый байопиком, давно сложилось устойчивое мнение: в нем в лучшем случае присутствует некоторая правда, иногда ее там совсем немного, но чаще всего — нет вообще.

А некоторые зрители, кому эти конкретные персонажи глубоко безразличны, возмущаются ляпами в показе недавнего прошлого. Они его хорошо помнят и могут с уверенностью утверждать, что в домах советских граждан такой мебели не было, подобные прически женщины не носили, а телефонные будки красили в другие цвета.

Иногда среди обиженных оказываются друзья и родственники увековеченных в сериале героев. Еще бы! Ведь их мнением сценаристы не поинтересовались, а потому наврали с три короба. Из последних примеров — «Лето» (про Цоя) и «Движение вверх» (про советских баскетболистов).

Как ни странно, на «Магомаева» ни многочисленные поклонницы Муслима Магометовича, дамы еще совсем не старые, ни его друзья асфальтовым катком не наехали. И вовсе не потому, что авторам удалось избежать фактических и визуальных ошибок. Они хоть и в небольшом количестве, но есть. Дело в том, что пока из жизни нашего прославленного певца усердно делают красивую картинку. Она безупречна, непритязательна и доступна всем, словно репродукция полотен русских живописцев на коробках шоколадных конфет, популярных в застойные времена.

Не секрет, что авторы телевизионных байопиков в жизнеописании своих персонажей всегда стараются найти фишку, способную вывести обычный пересказ статьи из «Большой советской энциклопедии» на уровень чуть ли не шекспировской трагедии. Так, судьбоносными для Орловой и Александрова они делают взаимоотношения этой кинематографической пары со Сталиным, для Ободзинского — многолетнее забвение и бомжевание. Даже для фильма о Высоцком из всей его ярчайшей биографии были выбраны те несколько дней, когда он чуть не умер из-за наркотиков.

Но вот незадача: Магомаев, условно говоря, «не мылил петли в Елабуге и с ума не сходил в Сучане». В 20 с небольшим проходивший стажировку в Ла Скала, в 24 певший в парижской «Олимпии», в 31 ставший народным артистом СССР. Он без конца снимался на ТВ, принимал участие в концертах для партийной элиты, пел не только «Королеву красоты», но и «Малую землю». Да, были неприятности с ОБХСС и даже уголовное дело из-за «левых» концертов. Но последовавшая за этим эпизодом опала быстро закончилась благодаря заступничеству Андропова и Фурцевой. Да, вел широкий образ жизни, снимал пятикомнатный люкс в «России», сорил деньгами. Но ведь не спился же, не окружил себя сомнительными типами, не нажил влиятельных врагов. И вообще считался эталоном мужской красоты и благородства. За что же тут зацепиться-то?

Один из режиссеров фильма Дмитрий Тюрин («Триггер») рассказывал, что у Муслима Магометовича была настолько безоблачная жизнь, без серьезных проблем, что им даже пришлось специально придумать несколько персонажей, которые ее осложняли бы. Среди них оказалась и некая популярная советская певица Нора Кароль, которая ревновала к тому, что в Париже будет петь не одна она, а еще какой-то Магомаев, и начала строить против соперника козни, естественно, не без помощи КГБ. Но тут вышел казус. Единственная из звезд нашей эстрады, что выступала тогда во французской столице, была Пьеха. Ее поклонники возмутились, авторам пришлось объяснять, что Нора вовсе не Эдита.

Но ведь Магомаев был любимцем не только фортуны, но и женщин! Они буквально летели на него, как бабочки на огонь. Многие вспоминают эпизод, когда толпа визжащих девиц тащила на себе машину певца от концертного зала до гостиницы! Само собой, напрашивалось решение закрутить интригу на этом материале. Так и сделали. В основу сериала легла история любви звезды эстрады и оперной примы Тамары Синявской. Там было вокруг чего раскрутить сюжет. Оба героя были несвободны, им пришлось пройти немало всего, прежде чем пожениться и начать долгую и счастливую семейную жизнь.

Но, видимо, Тамара Ильинична, причастная к процессу создания сериала, повлияла не только на выбор красавца и красавицы в качестве исполнителей главных ролей (Милош Бикович и Ирина Антоненко), но и на драматургию в целом. В результате получилась сказка про любовь двух прекрасных во всех отношениях людей. Та самая безупречная конфетная картинка. Ни к чему не придерешься.

Чтобы не было совсем уж приторно, авторы предприняли попытку сделать сериал неким подобием мюзикла. Там, что вполне естественно, много песен и оперных арий. Много инструменталки а-ля 60-е. Послушать, поностальгировать приятно. Особенно дамам 50+, из которых аудитория федеральных каналов в основном и состоит. Но драматизма происходящему на экране это на данном этапе никак не добавляет.

Предварительный итог налицо. Доля аудитории у «Магомаева» примерно такая же, как и у идущей одновременно на «России 1» комедийной мелодрамы «Невеста комдива». Невыдающаяся...