...И ТАНКЕРЫ НАШИ БЫСТРЫ

Уже второй российский танкер - на этот раз "Академик Пустовойт", принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству, задержан в Персидском заливе американским сторожевым крейсером. Российских моряков снова обвиняют в контрабандной перевозке иракской нефти. То есть в нарушении эмбарго, наложенного специальными резолюциями ООН на Ирак десять лет назад. Нарушителям грозят весьма суровые санкции - вплоть до конфискации не только нефти (это обязательно), но и перевозящего ее судна. А также ареста экипажа и предания его суду.

Естественно, наши моряки факт контрабанды отрицают начисто. Они говорят, что танкер был загружен в иранском порту Бандар-Махшахр иранским мазутом, купленным у иранской Национальной нефтяной компании. То же самое утверждает владелец груза - вполне солидная британско-голландская компания Royal Dutch Shell, зафрахтовавшая наш танкер. Судовые документы подтверждают эту версию.
Американцы не верят. Командующий 5-м флотом США адмирал Чарльз Мур заявляет, что "Иран на высоком правительственном уровне вовлечен в процесс контрабанды иракской нефти и координирует эти операции". По версии американцев, танкеры-контрабандисты сначала загружаются в Ираке полупереработанной нефтью (как бы мазутом), а потом, уплатив определенную "пошлину" Ирану, "перебегают" в его территориальные воды, по которым следуют до Омана или Объединенных Арабских Эмиратов - уже как бы не с иракской, а с иранской нефтью. А поскольку даже при первичной переработке нефти из нее исчезают многие "родовые признаки", доказать именно иракское происхождение содержимого задерживаемых танкеров бывает затруднительно.
В феврале наш танкер "Волгонефть-147" был уличен в контрабанде не столько результатами анализа, сколько фотографиями, сделанными с американских разведывательных спутников: снимки доказывали, что "Волгонефть-147" заходил в Ирак (команда и владелец груза - частная английская фирма - это отрицали). С россиянами тогда обошлись мягко: просто отобрали нефть (после продажи выручка поступила на спецсчет ООН) и отпустили восвояси.
Вообще за десять лет эмбарго в Персидском заливе было задержано и проверено более 700 танкеров - контрабандную нефть нашли лишь в 17. Однако "нефтяные доходы" Ирака (которому практически запрещено экспортировать нефть) оцениваются в 400-500 миллионов долларов США в год. Официальный представитель госдепартамента США Джеймс Фоули в нынешнем феврале заявил, что "администрация США уже доводила до сведения российской стороны свою озабоченность по поводу экспорта иракской нефти в обход международного эмбарго". По словам Д.Фоули, "суда под российским флагом были вовлечены в незаконный экспорт иракской нефти и в прошлом" - т.е. до поимки танкера "Волгонефть-147". И у международных морских сил, патрулирующих Персидский залив, "имеются очень серьезные подозрения в отношении судов, принадлежащих определенным российским фирмам".
То есть российские моряки вышли у американцев из доверия. Хотя случай с танкером "Академик Пустовойт", похоже, не из той "колоды". В Персидском заливе он работает не первый день, уже трижды останавливался международными морскими силами для уточнения груза - и каждый раз через 2-3 часа отпускался без замечаний. В четвертый раз россиян все же обвинили в контрабанде. Хотя никаких "космических снимков" не предъявлено. Да и владелец груза - Royal Dutch Shell - не из тех компаний, которые захотели бы "срубить по-легкому" немножко контрабандных динаров, поставив под удар незапятнанную международную репутацию, цена которой - многие миллиарды долларов.
Российский МИД заявляет, что "у Москвы пока нет претензий к многонациональным военно-морским силам", задержавшим наш танкер. Мол, закончится проверка - тогда и поговорим. Однако наше общее несчастье - Владимир Жириновский (а он ныне является вице-спикером Государственной Думы!) - еще при задержании "Волгонефти-147" успел заявить, что "договорился с Саддамом Хусейном о том, что Ирак предоставит свой порт в Персидском заливе для российских военных кораблей", которые, по замыслу лидера ЛДПР, будут патрулировать этот район и сопровождать российские суда - вероятно, с контрабандной нефтью?
Первый заместитель начальника российского Генштаба генерал Валерий Манилов тогда же сделал ответное заявление, суть которого в том, что он "не видит никаких предпосылок для использования военного потенциала России" в разрешении данного конфликта. И добавил, что "Россия и США - это великие державы, и они не должны разговаривать между собой на языке канонерок".
Но для иностранцев это наш, вполне "внутренний" спор, который не меняет сути дела. Нас должно волновать другое: что теперь могут думать, например, американские и английские военные моряки, выполняющие в Персидском заливе миссию международного контроля, о нашей стране, называющей себя великой, но не способной жестко призвать своих сограждан к соблюдению закона? (Кстати, моряки даже "пойманного" танкера "Волгонефть-147" не понесли на родине, насколько знаю, никакого наказания.)