09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮБИЛЕЙНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ НА ОРТ

Крюкова Антонина
Опубликовано 01:01 13 Апреля 2000г.
Странное зрелище можно было наблюдать в минувшую неделю на первом канале. В эфире праздновалось пятилетие ОРТ - Общественного российского телевидения. От подобных торжеств за версту несет надуманностью: во-первых, пять лет - не такой уж и срок, чтобы считать его серьезным юбилеем, а во-вторых, продукция, представленная в эфире как некое достижение телекомпании, таковой вряд ли смотрелась.

Мы могли убедиться, что телевидение - это искусство остановленного, а не продленного мгновения. Радуясь пятилетней дате, оэртэшники отправились в свои закрома и вытащили оттуда большей частью всякий телехлам, давно отслуживший положенный срок и годящийся разве что для того, чтобы потешить неудовлетворенные авторские амбиции.
Право же, включать в юбилейную акцию старые анонсы, фрагменты оформления межпрограммного пространства, затертые до дыр сюжеты "Русского проекта" и "Сказок о новой России" было, думаю, нелепо. Ничего, кроме недоумения, а нередко и раздражения это не вызывало. Решительно невозможно было понять, с какой стати анонсируется церемония вручения премии ТЭФИ, назначенная на 24 мая, если она на самом деле ожидается еще только в октябре. Несколько раз нам напоминали о том, что 15 декабря состоится показ фильма "Ностальгия" Андрея Тарковского, сбивали с толку анонсом передачи "Остров Пасхи" - 13 июня 1997 года и "готовящейся" сенсации, намеченной на 27 сентября 1998-го. "Смотрите!", "Не пропустите!", "Посмотрим!" - всю неделю призывал телевизор зрителей, обалдевших от этих императивов.
Совсем уж несуразно смотрелись пошедшие в дело новогодние поздравления, лихо отплясывающие деды морозы и снеговики, резвящиеся клоуны и падающие с жердочки гуси. Вернулись в эфир много раз прокрученные ролики с железнодорожницами в оранжевых жилетах, поссорившимися влюбленными, парящими в невесомости космонавтами и суровыми комбайнерами, поймавшими в поле трогательного зайчонка... И так далее и так далее.
Не иначе как на чрезвычайно выносливых и бесконечно терпеливых зрителей можно было рассчитывать, показывая три вечера подряд "нетленку" ОРТ под названием "Старые песни о главном". Равно как и передачу "Песня года", составленную из старых номеров нашей расторопной попсы, за пять лет прочно обосновавшейся в эфире и заменившей собой то, что принято считать музыкой на телевидении. Вдобавок включенные в юбилейный контекст программы Эльдара Рязанова, Леонида Филатова и Владимира Познера, представленные, по-видимому, как главные достижения первого канала, к ОРТ, в общем-то, отношения не имеют. Во-первых, потому, что сделаны они в других компаниях, а во-вторых, появились гораздо раньше юбиляра. Конечно, первый канал охватывает 98,9 процента территории России, и передачи эти посмотрело огромное количество зрителей. Но гордиться ОРТ тут особо нечем, это похоже на то, как если бы издатель, выпустивший многомиллионным тиражом "Войну и мир", приписал себе гениальные заслуги Льва Толстого.
Специально посвященные торжественной дате передачи, свидетельствующие о славном пройденном пути и излучающие бодренькое самодовольство их авторов, на юбилейной неделе тоже появились, оставив определенно грустное впечатление. Одна из них так и называлась - "Пять лет с ОРТ". Голос за кадром с самого начала завлекал фразой "Вы увидите то, чего никогда не видели", что, возможно, было бы и интересно, следуй авторы своему замыслу - показать телевидение как собрание невинных курьезов. Но, увы, не получилось. Передача то впадала в неловкий пафос, то сбивалась на необязательные подробности, а то прибегала к скучным перечислениям. Отчего-то вовсе не было упомянуто "Останкино" и вообще старое советское телевидение, хотя программы-долгожители, оставшиеся на ОРТ - такие, как "Клуб путешественников", "В мире животных" или "Спокойной ночи, малыши!", - своим появлением обязаны именно ему, а не нынешнему первому каналу.
В еще одной юбилейной передаче - "История нового времени" оэртэшники попытались выдать желаемое за действительное и представить нынешнюю программу "Время" как образец информационного вещания. В "Истории" главным образом перечислялись заслуги ОРТ, касающиеся его участия в политической жизни страны, о которых мы и так немало знаем и которые свершались на наших глазах. Привычка к грязным технологиям (об изрядно преуспевшем в них Сергее Доренко речи совсем не велось, что позволило сильно сомневаться в необходимости его дальнейшего присутствия на ОРТ), в которых первенство ОРТ вряд ли кто станет оспаривать, не оставила авторов даже теперь, когда все выборы уже позади. Воспользовавшись случаем, чтобы еще раз побольнее лягнуть поверженного Евгения Примакова, один из них упрекнул его... в намерениях ввести цензуру, подчеркнув, что Примаков "был олицетворением той, старой школы журналистики". Пожалуй, таким "олицетворением" легче представить самого автора "Истории нового времени", использовавшего в передаче штампы, употребление которых не поощрялось даже в той, старой школе журналистики. Например, вот этот - "после путча народ освобождался от пережитков прошлого"...
Благо еще, что собственными творческими "пережитками" ОРТ терзало нас только одну юбилейную неделю.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников