30 сентября 2016г.
13...15°C
БАЛЛ

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ "ВЫСТРЕЛ ИЗ ДРОБОВИКА"

Сиснёв Виссарион
Статья «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ "ВЫСТРЕЛ ИЗ ДРОБОВИКА"»
из номера 068 за 13 Апреля 2000г.
Опубликовано 01:01 13 Апреля 2000г.
Еще десять лет назад под эгидой государственной администрации США был создан конгломерат научно-исследовательских центров, в основном университетских, но также и частных - для осуществления проекта, названного "Геном человека" (ПГЧ). Основная его база - огромный комплекс Национального института здоровья под Вашингтоном. Проекту дали солидный бюджет - 3 млрд. долларов. Цель, поставленная им перед собой, - дешифровка генетического кода человека (ДНК), то есть определение, в какой последовательности расположены и какую именно функцию выполняют 3,5 млрд. пар "генетических букв", из которых составлено от 80 до 100 тыс. генов, образующих ДНК.

Ученые уже знают, что эти гены содержат те "команды", по которым с самого начала идет развитие человеческого организма. Составить такую биологическую карту - значит найти ключи ко многим загадкам физического и психического здоровья человека и, стало быть, проложить путь к созданию средств противодействия его преждевременному разрушению. В первую очередь - к лечению рака и СПИДа. Работа ПГЧ идет без спешки, и каждый ее завершенный этап через Интернет становится общим достоянием всего научного мира, причем бесплатно. Один из руководителей проекта профессор Ричард Уилсон сообщил, что "готовый продукт", то есть биологическая "таблица Менделеева", будет готов не раньше 2003 года.
И вдруг в этот научный график вторгся аутсайдер - частная исследовательская компания "Селера джиномикс", расположенная в нескольких милях от Национального института здоровья, в городке, как говорится, районного значения Роквилле. По общим параметрам она, конечно, несравнима с НИЗ, представляющим собой огромную территорию с десятками корпусов. Однако в ней собраны мощные научные силы, в том числе и перешедшие из НИЗ, поскольку ставки работников госучреждений значительно меньше. Совсем недавно "Селера" произвела сенсацию, опубликовав полную "генетическую карту" мушки дрозофилы и сообщив, что на выходе у нее такая же "карта" мыши.
Прошлая же неделя ознаменовалась новым "рекордом" роквилльской компании: в лабораториях "Селеры джиномикс", как заявил ее президент Крейг Вентера, дешифровано 99 процентов ДНК. Правда, речь идет о ДНК одного конкретного человека, а у разных людей они существенно отличаются, но главное, если верить Вентере, найдена верная методика, которая даст возможность довести дело до конца и применить ее в любом другом случае. Между собой работающие над проблемой ученые окрестили этот метод "выстрелом из дробовика", и нет основания сомневаться, что этот выстрел попал точно в цель.
Думается, профессор Сэмюэль Броудер, бывший директор Национального института раковых заболеваний, входящего в вышеупомянутый комплекс, а ныне исполнительный вице-президент "Селера джиномикс", едва ли кривил душой, говоря, что компания "значительно опережает собственный график. Ожидалось, что это будет невероятно трудно, но применяемая нами технология сработала лучше, чем мы ожидали". Он имел в виду, что "Селера" располагает самым мощным суперкомпьютером, имеющимся в частных руках, со специально разработанной программой, еще больше ускоряющей анализ получаемых данных.
Но не только это позволило "частникам" объявить о победе раньше ПГЧ, хотя их бюджет был куда скромнее - 400 миллионов долларов. Они шли иным путем, нежели их государственный конкурент. ПГЧ одновременно расшифровывает геном и выстраивает в природном порядке плоды этой работы, что, конечно, занимает значительно больше времени, хотя в его распоряжении не менее мощная компьютерная техника. Вот почему, как сообщается, ее исследования завершены пока лишь на две трети. "Селера" же занималась только расшифровкой и, по заверению Вентеры, завершит ее через месяц-полтора, а после этого займется распределением генов по отведенным им Богом нишам и завершит работу на год раньше "государственников".
Спешат ли профессор Броудер и его сотрудники, как утверждают их коллеги как из государственного, так и из частного секторов? Если и так, их трудно обвинять: это рыночная экономика, и тот, кто придет к финишу первым, получит львиную долю того, что сулит создание новых, жадно ожидаемых человечеством медицинских препаратов.
Хорошо это или плохо? Думается, в такой плоскости вопрос не следует ставить. Это нормальный процесс, и если он ведет к спасению людей от "чумы ХХ века" и других страшных хворей, слава Богу. Знающая эти проблемы и эту индустрию известный аналитик-экономист Вэндэна Бэпней нашла для открытия роквилльских ученых поэтический образ: "Люди надеялись и ждали этого - как высадки на Луну". А писатель-фантаст Грег Беар, автор 20 бестселлеров, философски заметил: "Это часть вечного поиска ответа на основополагающий вопрос: что есть человек в этом мире?"

Госдеп пригрозил России терактами из-за позиции по Сирии.