ТЕМНОКОЖАЯ ДОЧЬ БЕЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ

"Сандра, неужели это ты?!" - воскликнула пожилая женщина, обняв свою дочь. Та в ответ повторяла одно и то же слово: "Мама". Обе женщины не виделись свыше тридцати лет. Их разлучили потому, что мать была белой, а дочь - негритянкой.

- Я родилась в 1955 году, - рассказывает Сандра Лэнг. - Мои родители, у которых был белый цвет кожи, разговаривали на африкаанс - близком к голландскому языке. Они владели бакалейным магазином. Маму звали Санни, а отца Абрахамом. У меня были два брата, белые, как и родители. С пяти лет я стала ходить в школу, где учились белые дети. Но я выглядела негритянкой, а потому одноклассники постоянно издевались надо мной, а учителя делали вид, что не замечают этого.
В конце концов родители других учеников добились, чтобы Сандру исключили из школы. Когда ей исполнилось 10 лет, в класс вошли полицейские и велели девочке собрать ученические принадлежности. После этого Сандру отвели домой, сказав родителям, что она больше не может посещать занятия, потому что является цветной. Потом девять школ отказались принять девочку, и ей пришлось учиться, находясь дома. Отец делал все возможное, чтобы сохранить за дочерью статус белой. Надежда появилась в 1967 году после внесения изменений в закон о классификации рас. Отныне ребенок, родившийся от двух белых родителей, не мог быть причислен к другой расовой группе. Но даже после того, как взятый у девочки анализ крови подтвердил, что она - "дочь своих родителей", отцу и матери отсоветовали вновь отдавать ребенка в школу для белых. Сандра помогала родителям в магазине и читала Библию, пытаясь найти ответы на обрушившиеся на нее вопросы. В церковь она ходить не решалась, потому что там тоже издевались над ней. "Мама советовала мне не загорать на солнце, - вспоминает с грустью Сандра, - как будто от этого моя кожа могла стать светлее".
В 16 лет она ушла из дома с чернокожим юношей Петрусом Эваном, в семье которого ее тепло приняли. Но потом они расстались, и Сандра вышла замуж во второй раз, и вновь за человека с темной кожей. Его звали Джоном Метлунгом. Время от времени Сандра навещала свою мать. Но когда у нее родился второй ребенок, естественно, темнокожий, мама прислала ей детскую одежду и письмо с просьбой больше не навещать родителей, потому что отец поклялся застрелить дочь, если она переступит порог дома. Он был рассержен тем, что она связала свою судьбу с негром.
Достигнув совершеннолетия, Сандра столкнулась с новыми проблемами. Она не могла получить документы, удостоверявшие, что является белой, так как тогда лишилась бы материнских прав на своих чернокожих детей. Для того чтобы стать негритянкой, ей надо было получить согласие отца, которого тот не давал ей. В течение девяти лет Сандра жила без каких-либо документов. Иначе говоря, не располагала никакими юридическими свидетельствами своей личности. В результате она не могла поступить на работу и даже открыть счет в банке. И все это время у нее не было никаких контактов с родительским домом. Лишь спустя более тридцати лет благодаря усилиям африканской журналистки Карен Ле Жу она встретилась со своей матерью, проживающей в окрестностях Претории.
Почему же у белых родителей родилась темнокожая девочка? Анализ крови показал, что Сандра является дочерью Санни и Абрахама Лэнга. Как считает генетик Аксель Хан, кто-то из предков Сандры был чернокожим. И об этом никто не догадывался в ее семье. И это - исключительный случай. Потому что, если кто-либо в предыдущих поколениях был негром, то в дальнейшем в семьях его белокожих потомков могут родиться дети с негроидными чертами лица и курчавыми волосами, но не с кожей темного цвета. Во Франции, например, в районе Нанта, где когда-то процветала торговля черными рабами, иногда и сейчас встречаются люди, очень похожие на негров, но с белой кожей. Им, межу прочим, приходится переносить болезни, которые обычно свойственны только для Африки.