Но к концу прошлого года ситуация на комбинате заметно ухудшилась. Выросли неплатежи - дебиторская задолженность по итогам 12 месяцев увеличилась на 10 процентов. Еще хуже обстоят дела с долгами самого предприятия - краткосрочная кредиторская задолженность в 2000 году выросла больше чем на две трети, достигнув астрономической суммы - 6,2 млрд. рублей. А общая сумма заемных средств на конец декабря составила 9,5 млрд. рублей. Соотношение собственных и заемных средств на НОСТА за этот период снизилось с 53 до 35 процентов. Между тем норматив составляет 50 процентов. Все эти показатели недвусмысленно свидетельствуют о том, что рискованная политика руководства комбината может привести предприятие к банкротству.
Последствия такой деятельности нынешних собственников и менеджеров НОСТА могут быть плачевными. Комбинат не только обеспечивает 24 тысячи рабочих мест, не только является градообразующим для Орска и Новотроицка, но и примерно на четверть формирует областной бюджет. Металлургическое производство не сельхозартель, где урожай то заморозки побьют, то саранча налетит из казахских степей. Однако на комбинате, похоже, случилось нечто подобное.
Кризисные явления стали нарастать с середины прошлого года, когда с комбината ушла команда менеджеров компании "Стилтекс", и у НОСТА появился новый собственник - Автобанк. Член совета директоров банка Андрей Андреев стал фактическим руководителем комбината. "Мы не портфельные инвесторы и не бабочки-однодневки. Мы пришли надолго", - поспешил успокоить металлургов столичный банкир. И оказался прав, так как на бабочек его люди совсем не похожи, они на самом деле больше напоминают саранчу. Например, удивительным образом в течение 2000 года был "съеден" уставный капитал НОСТА, от 75,7 млн. рублей осталось немногим больше трети - 27,2 млн. рублей.
В начале 2000 года на переговорах Алексея Чернышева, губернатора Оренбуржья, с представителями Автобанка была достигнута договоренность о том, что администрация получит контроль над 25 процентами акций комбината. Как известно, губернатор и его заместитель Борис Плохотнюк неоднократно заявляли о том, что для области крайне важно располагать акциями крупнейших предприятий Южного Урала, чтобы реально обеспечивать социальную стабильность в регионе.
Однако своего обещания столичный банкир пока так и не выполнил. Только недавно стали появляться сообщения о том, что руководство НОСТА принялось скупать у работников комбината принадлежащие им акции, из которых планируется сформировать тот самый пакет, предназначенный для передачи администрации области. Понятное дело, с одной стороны, у Автобанка нет желания окончательно поссориться в руководством региона, а с другой - еще меньше хочется банкирам отдавать свои акции. Вот и решили, видимо, что сподручнее выкупить их по дешевке у рядовых металлургов. Только вот незадача - трудовой коллектив НОСТА и физические лица владеют лишь 18 процентами акций. Так что на блокирующий пакет все равно не набирается. Как будет выпутываться из этой ситуации Автобанк - пока непонятно.
Тут впору задаться вопросом: что заставляет собственников не заботиться о благополучии комбината, который в долгосрочной перспективе может служить источником огромной прибыли? Что заставляет портить отношения с руководителями области? Неужели эти люди не думают о завтрашнем дне? Думают, конечно. Только сегодня для них важнее спасти Автобанк, ведь в последнее время негативные тенденции в его финансовом состоянии нарастают.
Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Потому и спешат выжать все "соки" из металлургического комбината, следуя принципу "после нас хоть потоп". В таком случае областные власти могут только помешать осуществлению планов Автобанка. Впрочем, хочется надеяться, что государственные органы да и трудовой коллектив комбината еще скажут свое слово в этой истории.