ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

То, что Россия живет за счет экспорта нефти, газа и металлов, знает каждый. Нефтегазовый комплекс обеспечивает до сорока процентов налоговых отчислений в бюджет страны.Только в Западной Сибири построено более 50 000 километров технологических и промысловых трубопроводов и свыше 25 000 километров магистральных с диаметром трубы 1420 миллиметров. Такой концентрации энергетических мощностей, когда в одном технологическом коридоре располагается до 12 ниток труб большого диаметра (ТБД), мировая газовая промышленность не знает. Между тем многие трубопроводы уже выработали срок службы и требуют реконструкции.Но вот беда - в России нет предприятия по производству труб большого диаметра. Основной потребитель ТБД - ОАО "Газпром" - ежегодно тратит на приобретение за рубежом высококачественных труб немалые средства.Такое не может продолжаться бесконечно. Страна нуждается в собственном производителе ТБД. И лед тронулся. Рассмотрев ряд проектов, правительство РФ в мае 2000 года приняло решение о строительстве "Завода по производству труб большого диаметра" ("Завод ТБД") на базе Нижнетагильского металлургического комбината. Возведение самого мощного и современного прокатного и трубосварочного станов в Европе идет при минимальном участии бюджетных средств. По 25 процентов плюс одна акция будут принадлежать государству и НТМК. Газпром, как ожидается, приобретает 19,9 процента акций, стратегический инвестор - швейцарская компания "Дюферко" - 30,1 процента минус две акции. Предполагается, что в ближайшее время Газпром заключит с ОАО "Завод ТБД" форвардный контракт на закупку труб. После ввода в эксплуатацию новое предприятие будет способно выпускать до одного миллиона тонн труб ежегодно, но реальные объемы будут зависеть от потребностей газовиков.В июле прошлого года на стройплощадке, где сейчас работа идет полным ходом, побывал президент РФ Владимир Путин. Он заложил символическую капсулу в фундамент будущего завода.Однако важное государственное дело натолкнулось на сопротивление со стороны лоббистов западных производителей труб. Таковые нашлись и среди проигравших честную конкуренцию российских металлургических магнатов.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТРУБА
Трубопровод - это не ровная линия на карте, а сложное инженерное сооружение, требующее повышенного внимания и контроля. Он может проходить на земле, под землей и над ней, под водой, часто эксплуатируется в условиях многолетней мерзлоты и резко континентального климата. Перепад температур от плюс 40 до минус 60 градусов - обычное явление в Сибири. Обслуживание трубопроводов дает работу сотням тысяч человек.
Из-за экстремальных условий, в которых работают трубопроводы, производство ТБД требует неукоснительного соблюдения технологии. Абсолютно точной должна быть геометрия трубы: длина - 18 метров, диаметр - 1420 миллиметров, толщина стенок - 44 миллиметра. Конечно, заказчику хотелось бы, чтобы ТБД была подлиннее - в этом случае значительно сокращается количество соединительных швов региональных трубопроводов. Ведь шов - самое "узкое" место в их строительстве. Именно по причине некачественного соединения случается большинство аварий на линиях. Отсюда и цена: один шов обходится заказчику в восемь тысяч долларов на земле и до ста тысяч под водой. Действительно, лучше переплатить за качественную работу, чем потом нести баснословные убытки в случае серьезной аварии.
Многие, возможно, вспомнят сюжет, показанный некоторое время назад по ТВ, в котором рассказывалось, как ушла под воду нефтяная платформа на Северном море. Одной из причин этой катастрофы стал разрыв шва в трубопроводе.
Одним словом, ТБД - это слишком серьезно. Не случайно для ее производства требуются высококачественные специализированные марки стали, пригодные для эксплуатации в условиях мерзлых грунтов Крайнего Севера. Помимо этого, каждую трубу внутри покрывают слоем эпоксида, а снаружи - тройным слоем полиэтилена. Это стандартные требования. И тем не менее случаются аварии, происходящие по причине использования некачественного металла или его старения, как это недавно было под Новосибирском. Эхо от взрыва газопровода долго отдавалось в хозяйстве региона.
Таким образом, после всесторонней государственной экспертизы проектов строительства завода по производству ТБД (а свои заявки представили 8 меткомбинатов) предпочтение было отдано бизнес-плану, представленному Нижнетагильским металлургическим комбинатом. Почему выбор пал на НТМК? Решение государственной комиссии определило несколько факторов. В совокупности они перевесили аргументы других участников конкурса
.
НАША СПРАВКА
В России открыто 755 газовых, газонефтяных и газоконденсатных месторождений. Их запасы составляют 47,3 триллиона кубометров газа, из которых почти 85 процентов приходятся на Западную Сибирь и районы Крайнего Севера. В 2005 году предполагается добыть 700 миллиардов кубометров газа.
Оказывается, еще в начале 70-х Госплан СССР принял решение о строительстве завода по производству ТБД на базе НТМК. Была подготовлена строительная площадка. Она вплотную примыкает к комбинату. Нижнетагильцы оказались в выигрыше и по причине своего географического положения. Везти трубы с Урала до Тюмени значительно дешевле, чем, допустим, из Череповца. Важно, что комбинат выплавляет чугун из богатого ванадием сырья - окатышей и агломерата Качканарского ГОКа. Сваренная из этого сырья сталь имеет низкое содержание хрома, никеля, меди, что очень важно для поведения металла при низких температурах.
"Завод ТБД" - не свечной заводик. По объему производства он мало чем будет уступать Нижнетагильскому комбинату. Мощность нового комплекса оценивается ежегодно в один миллион тонн высококачественного проката. Из них 600 тысяч тонн - лист для производства ТБД, остальное - товарный лист, в том числе и для военно-промышленного комплекса. Потребности в трубах основного заказчика - ОАО "Газпром" - составят не менее 400 тысяч тонн.
Скорректирована и цена строительства завода. Если год назад в прессе сообщалось, что он обойдется потребителю в один миллиард долларов, то теперь называют куда меньшую цифру - близкую к 700 миллионам. Срок окупаемости проекта - пять с половиной лет.
Сейчас на НТМК ускоренными темпами идет строительство четвертой машины непрерывного литья заготовок. Ее можно использовать и на комбинате, и на новом заводе. Этот агрегат необходим в производстве слябов - заготовок для изготовления труб и толстого листа. Толстый лист нужен в судо- и машиностроении, оборонной промышленности. Отсюда следует, что предприятие по выпуску ТБД является важным стратегическим объектом. Но прежде чем он станет таковым в действительности, необходимо еще построить толстолистовой "стан-5000" и трубоэлектросварочный цех с агрегатом ТЭСА-1420 с отделением защитных покрытий труб. И это не считая множества вспомогательных цехов, без которых завод не сможет функционировать.
Работы в Нижнем Тагиле идут строго по графику. В рамках недавнего визита президента РФ В.Путина в Австрию гендиректор НТМК С.Носов подписал контракт на 86 миллионов евро между НТМК и фирмой Voest Alpine на строительство машины непрерывного литья заготовок, а также протокол о намерениях по комплексу "стан-5000" - трубосварочное производство. Полностью выверена схема финансирования всего строительства.
ВСЕ ОПЯТЬ ПОВТОРИТСЯ СНАЧАЛА?
Пока в Нижнем Тагиле объединенными усилиями отечественных промышленников и иностранных инвесторов продолжается строительство "Завода ТБД", в прессе появились "сенсационные" сообщения о "более быстром и дешевом" проекте ОАО "Северсталь". Здесь, на "стане-5000" Ижорского завода, собираются делать штрипс для ТБД при участии главного европейского производителя труб - фирмы Europipe. Но что это будут за трубы - не уточняется. Между тем параметры ижорских труб не соответствуют техническому заданию Газпрома. И вот почему.
Этот стан был построен в начале 80-х и предназначался для изготовления оболочек к атомным реакторам. Сегодня стан загружен на одну треть и катает толстый лист для судостроителей. Он морально устарел, имеет трещину в станине и технически не способен производить качественный штрипс для ТБД. Его переоборудование обойдется в 250 миллионов немецких марок. Как только стан приведут в порядок, на него начнут поступать слябы с "Северстали".
Да, а как быть с трубоэлектросварочным цехом? Его привезет из Германии фирма Europipe. Этот цех был законсервирован десять лет назад в связи с тем, что выпускаемые им трубы не соответствовали принятому стандарту. Они изготавливались по старой технологии и имели длину не более 12 метров. "Северсталь" не смущает, что она заплатит за этот металлолом сотни миллионов долларов. Но самое интересное заключается в том, что за демонтаж и монтаж цеха Europipe получит контрольный пакет акций АО "Ижорский трубный завод".
Выходит, что выпуск стратегически важной для страны продукции будет контролировать немецкая фирма. И никто из наших спецов не даст гарантии, что, работая на уцененном, морально устаревшем оборудовании, можно получить качественную трубу. Так что же, все опять повторится сначала? Снова станем покупать ТБД у иностранцев, ежегодно тратить на эти цели огромные деньги и финансировать экономику Запада?
Выиграет от этого проекта только Europipe. Получив половину доходов от производства ТБД, фирма по-прежнему будет продавать нам свою трубу, изготовленную в Германии. Ясно, что этот проект не отвечает интересам развития экономики России и ни в коей мере не является альтернативой новому "Заводу ТБД" в Нижнем Тагиле.
Итак, главные испытания на прочность для уральского "стана-5000" еще впереди.