02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПТИЦА-ТРОЙКА И "ТРОЙКА" ЕВРОСОЮЗА

Филимонов Анатолий
Статья «ПТИЦА-ТРОЙКА И "ТРОЙКА" ЕВРОСОЮЗА»
из номера 067 за 13 Апреля 2004г.
Опубликовано 01:01 13 Апреля 2004г.
Россияне склоняются к большему прагматизму и отказу от иллюзий в отношении Евросоюза.Еще не отметившему первые "сто дней" на посту министра иностранных дел РФ Сергею Лаврову, прибывающему сегодня вечером в Дублин на встречу с "тройкой" лидеров Евросоюза, едва ли предстоит сугубо ознакомительная, "пристрелочная" беседа.

Несмотря на европейскую родословную пятой части суши и вопреки поощряемому президентом Путиным европоцентризму во внешней политике России, именно на этом направлении к весне образовалось больше всего завалов, мешающих полноценному партнерству с соседями по континенту. У Москвы есть желание разрешить сейчас хотя бы часть проблем, связанных с вступлением 1 мая в ЕС бывших соцстран и балтийских постсоветских республик. И важно не то, успеем ли, а удастся ли приступить к конструктивному поиску компромиссов.
Какие потери понесут отечественные производители от перехода их контрагентов в странах-новобранцах на единые внутри ЕС тарифы? Как скажутся квоты, устанавливаемые в Брюсселе, на доходах российских поставщиков зерна, стали, химической продукции? Как отзовется расширение ЕС на торговле ядерным топливом? По разным подсчетам, убытки составят от 150 до 300 миллионов евро. Вроде бы и немного в сравнении с товарооборотом в 70 миллиардов евро, но считаем ведь не чужие, а свои деньги, вернее, их недостачу. Визит С. Лаврова укладывается в рамки регулярных политических консультаций, где обсуждению подлежит в том числе ситуация на Ближнем Востоке и в Ираке. Но в диалоге с ЕС политика идет в жесткой сцепке с экономикой, которая чаще превалирует. Тем более что перед МИДом поставлена задача: минимизировать именно материально-финансовые потери от нынешнего этапа европейской интеграции, которая сама по себе в Москве вызывает одобрение.
Помимо подсчета и пересчета упущенной выгоды, необходимо провести ревизию целого комплекса сугубо политических проблем. Что сделано во исполнение решения прошлогоднего саммита Россия - ЕС (во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга) - создать четыре "общих пространства" - в области экономики, внешней безопасности, правосудия и внутренней безопасности, а также науки, образования и культуры? Что удалось в плане повышения эффективности и "транспарентности" механизмов взаимодействия двух европейских полюсов силы? Как будем проверять соблюдение действующего 10 лет Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) России и ЕС, где прописана озабоченность Москвы положением русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии?
Не снижается накал страстей по поводу настоятельного предложения Москвы ввести безвизовой режим для россиян на тех же основаниях, на которых граждане 43 стран могут въезжать в Евросоюз на срок до 90 дней единовременно, без права работы по найму и пользования социальными благами. Понятно, что напуганные напором нелегальных эмигрантов единоевропейцы в ответ выдвигают требование договориться о реадмиссии. То есть об обязательстве России принимать обратно депортируемых из ЕС нелегалов. Почему бы и нет, только нужно четко отделить "своих" от "пришлых" - от тех, кто оказался на территории России транзитом, кто прибыл из третьих стран, скажем, из Казахстана, с которым у нас действует безвизовой режим.
Да к тому же Москва не менее заинтересована в реадмиссии. Общеизвестно, что в криминальных сообществах Европы в последнее время заметно выросла доля наркодилеров и торговцев "живым товаром" из числа косовских албанцев. В Россию эта балканская мафия пока не проникла. Но если идти по пути отмены виз и облегчения свободы передвижения между ЕС и Россией, то нужно быть в юридическом всеоружии, чтобы с полным правом оперативно высылать непрошеных визитеров обратно в Европу.
Или возьмем, казалось бы, второстепенный и чисто технический вопрос об электроснабжении Калининградской области, испытывающей нехватку энергии. После того как Балтия произведет перестройку своих электросетей, чтобы сделать их совместимыми со стандартами ЕС, возникнет проблема транзитной (через Литву) передачи электроэнергии с Ленинградской АЭС. Предложение замкнуть российский эксклав на поставщиков из ЕС сделано нам давно. Но тем самым будет разорвана еще одна связующая нить между материковой Россией и все чаще ощущающей себя брошенной ее частью.
В этом случае снова экономика туго увязана морским узлом с геополитикой. А еще и с колебаниями в общественных настроениях, без учета которых нельзя проводить внятную и понятную "широким народным массам" внешнюю политику. Между тем, как показал мартовский опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за минувший год доля "евроскептиков" выросла c 16 до 20 процентов. Это те, кто уверен, что "Россию в Европе никто не ждет и что к ней никогда не будут относиться как к равноправному партнеру".
При этом сам по себе судьбоносный эксперимент с формированием "большой Европы" воспринимается россиянами положительно, а 45 процентов даже поддерживают гипотетическое вхождение в нее России (против - 30 процентов). Главный же вывод специалистов ВЦИОМ - и его нельзя не учитывать при выстраивании МИДом своих наступательно-оборонительных позиций в диалоге с единоевропейцами: за последние три года "наблюдается тенденция к большему прагматизму и отказу от иллюзий в отношении ЕС".
Чем меньше иллюзий, тем меньше недопонимания, поскольку от него до неприязни - один шаг. Сумеют ли в Дублине стороны воздержаться от этого шага?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников