08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАЗВРАТНИК БЫЛ ВЕЛИКОЛЕПЕН

Бадаева Евгения
Опубликовано 01:01 13 Апреля 2004г.
Пермский театр оперы и балета, претендующий на эксклюзивность репертуара, привез на сей раз в Москву произведения, не идущие не только в столице, но и во всей России: оперу Жюля Массне "Клеопатра" и наделавшую шума в Европе "Лолиту" Родиона Щедрина (по роману В.Набокова).

Правда, как показалось в первый день гастролей, организованных Театром наций, "эксклюзивностью" достоинства привезенного почти что и исчерпываются. В "Клеопатре" главный режиссер Георгий Исаакян, вместо того чтобы просто воплотить замысел композитора и поставить "нормальный" оперный спектакль, решил сделать "концептуальную" работу. То есть сценический антураж весьма условен, зато заявлена задача "исследовать культурный феномен образа Клеопатры в европейском искусстве последних 500 лет". Но для осуществления столь претенциозной цели нужна мощная творческая воля, озаренная большим талантом. На деле же (может, более проницательные зрители меня поправят?) получилось дикое, совершенно эклектическое месиво. Постановщик собрал, кажется, все зады так называемого театрального авангарда: путешествия во времени из Древнего Египта в ХХ век, кино на сцене (Клеопатра смотрит фильм "о себе" с очаровательной Лиз Тейлор), конечно же, - психиатрическую клинику, в которой умирает героиня... Все это растиражировано несчетное количество раз на заграничных и наших подмостках и явно попахивает пошлостью. А главное - не имеет ни малейшего отношения к чудесной, трогательной музыке Массне, обаяние которой пермские артисты с переменным успехом все же доносят до слушателя, хоть их голосам и не хватает силы, яркости (увы, это относится и к исполнительнице заглавной роли Татьяне Полуэктовой).
Что ж, к замыслам композиторов современные оперные режиссеры частенько относятся снисходительно-наплевательски, ловя удачную для них конъюнктуру: скандальные переделки классики вошли в моду.
Но, видимо, случай с "Лолитой" - особый: тут, слава Богу, жив-здоров автор партитуры, который в отличие от беззащитного покойника Массне смог за себя постоять. И эта работа театра отмечена куда большим стилистическим единством. Хотя, например, декорации Елены Соловьевой в "Лолите" не менее условны, чем жалковатая сценография Вячеслава Окунева в "Клеопатре", но их "графика" четко работает на одну из ключевых идей произведения: жизнь - дорога, скитания... При всех претензиях к голосам Татьяны Куинджи (Лолита), Александра Агапова (Гумберт), Татьяны Каминской (мать Лолиты) они, совершенно очевидно, проделали под руководством дирижера Валерия Платонова огромную работу по вхождению в образы и причудливый интонационный мир Щедрина. Ну а Сергей Власов в роли развратника Клэра Куильти просто великолепен: его вкрадчивый тенор, его кошачья пластика - важный драматургический "лейтмотив" спектакля.
Впрочем, возникло ощущение некоторой пробуксовки действия и эмоциональной его приглушенности - хотя когда-то сам композитор в одной из бесед с автором этих строк пояснил, чем для него привлекателен сюжет Набокова: в этом произведении эмоциональная температура не 36,6, а, скажем, 39. Нынче, как показалось, столь высокий градус не был достигнут. Хотя Р.Щедрин (специально прилетевший вместе со своей знаменитой супругой Майей Плисецкой из Мюнхена, где живет, на московские гастроли пермяков) "оправдал" исполнителей: все заданные дирижером темпы правильные, как и на мировой стокгольмской премьере. Просто, посетовал Родион Константинович корреспонденту "Труда", из-за вечной беды наших оперных трупп - неясной дикции - "пропадает" текст, зритель теряет сюжетную нить. А электронной бегущей строкой не сильно богатый пермский театр пока не обзавелся... Вообще я очень доволен, подытожил композитор, обнимая режиссера Исаакяна после спектакля в фойе: утерли мы нос Москве... Кого имел в виду сочинитель, он не уточнил, но известно, что столичные театры, включая Большой, пока ставить "Лолиту" не решаются.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников