Новый Ил-96 может стоить до 50 млн. долларов, а западные аналоги еще дороже. По своим летным качествам и комфортности наши лучшие самолеты не уступают ни европейскому "Эрбасу", ни американскому "Боингу". Почему же "Аэрофлот" и другие российские компании предпочитают иностранные машины? Ответ на этот вопрос искали специалисты за "круглым столом" "Авиапром как национальная программа".
По мнению Виктора Ливанова, генерального директора Авиационного комплекса им. Ильюшина, западные компании предлагают свою технику на очень выгодных условиях. А это, в свою очередь, связано с государственной поддержкой, которой пользуются европейский "Эрбас" и американский "Боинг". В США, например, она оказывается в виде крупных военных госзаказов. Что касается России, то последние 15 лет никакой системной поддержки авиационной промышленности не существует. В бюджете-2004 около 100 миллионов долларов субсидий в год "размазаны" на десятки предприятий.
Но дело не только в прямой поддержке. Не менее эффективна, о чем говорил гендиректор "Ильюшин Финанс" А.Рубцов, ставшая популярной на Западе система сдачи самолетов в аренду. Чтобы такая система действовала, нужны лизинговые фирмы, которые во всем мире берут на себя финансирование.
Не менее актуальна и проблема прямого финансирования государством программ создания новых сверхсложных технологий и новых самолетов. Эти программы могут стать катализатором технологических прорывов в смежных отраслях. В результате появятся новые сплавы, композиционные материалы, разработки в области электроники и новые "илы" или "тушки". Впрочем, какой бренд будет значиться на наших бортах, - не так уж важно. Главное, чтобы отечественные самолеты были широко востребованы и у нас, в России, и за пределами.