ОДИН МИЛЛИОН

Уточним: речь идет о миллионе долларов. Такую задачу два месяца назад поставил на совещании по подготовке к 750-летию города Герман Греф. Теперь до праздника, которому присвоен статус федерального, осталось чуть больше двух месяцев, но реконструкция ключевых объектов только началась.

Площадь в центре Калининграда изрыта, транспорт пошел в объезд, но во время паводка это невозможно, поскольку все низины залиты водой. Когда же она высыхает, пыль стоит столбом, оседая на улицах и в легких горожан. В двух шагах от площади, которую то и дело инспектируют московские чиновники, девушка в стильной обуви увязла в дорожной жиже, в глазах слезы: "Просто беда - ни зимой, ни летом не пройти!"
Но вместо того, чтобы привести в порядок инфраструктуру города, хотя бы почистить ливневую канализацию, в который раз переделывают площадь Победы. А здесь и раньше было неплохо. Стоило ли закапывать в эту площадь сотни миллионов рублей, чтобы поставить там, как обещал архитектор, пальмы в кадках, когда рядом разбитые тротуары, загаженные дворы? На пресс-конференции по итогам визита послов европейских стран, которые знакомились с областью накануне очередного саммита Россия-ЕС, гость из Венгрии Ференц Контра недипломатично назвал Калининград "грязным советским городом". И возразить нечего. Меж тем всем понятно: если насущные для города вещи не сделают в преддверии праздника, на который отпущено три миллиарда рублей, то потом уже руки не дойдут.
Главным символом предстоящего праздника выбраны Королевские ворота, памятник архитектуры XIX века, который был разрушен еще во время штурма Кенигсберга. Когда-то эти ворота были украшены барельефами прусских королей, которых теперь срочно восстанавливают петербургские реставраторы. И хотя им не впервой возвращать к жизни исторические объекты, тут работа особая - головы у пруссаков отсутствуют начисто, сами ворота надо перекладывать по кирпичику.
- Почему-то на реставрацию выделяют не время, а сроки. Нам дали всего полтора месяца! Честно сказать, по этой причине я даже не хотел браться, ведь работать приходится на износ, - рассказывает реставратор Сергей Бугаев. А скульптор-реставратор Эрмитажа Вячеслав Мозговой, занятый восстановлением головы короля Фридриха, говорит, что никогда еще не встречался со столь сложной работой. Фигуры выполнены из песчаника, состояние камня катастрофично. Реставрация таких объектов занимает годы, а тут надо успеть к началу июля. Специалист высшей квалификации, он скромно умалчивает, что живет в Калининграде за свой счет. Как, впрочем, и работает. Хотя на реставрацию Королевских ворот предусмотрено 20 миллионов рублей. Но денег нет!
- На строительство набережных, моста и площади мы ни копейки из Москвы не получили, - жаловался на днях начальник строительного комитета мэрии Павел Саркисов. - Были вынуждены взять кредиты.
Складывается впечатление, что это кому-то на руку. Именно при таких обстоятельствах казенные деньги имеют тенденцию исчезать в неизвестном направлении, а виноватых потом ищи-свищи. Транши задерживаются не сами по себе, а потому что документация на многие юбилейные объекты до сих пор не готова. Соответственно, и не утверждена госэкспертизой. Именно поэтому областной бюджет не финансирует работы на площади Победы. Сначала - документы, требуют чиновники, потом - деньги. Но тут горожан начинают терзать смутные сомнения. Если парковка под площадью почти готова, а документов на строительство все еще нет, то кто возьмет на себя смелость гарантировать безопасность таких работ?
Юбилейное строительство с почти неизбежным потемкинским шиком - не единственная проблема. Мемориальный бум охватил всех буквально. Кроме прусских королей к 750-летию города улицы и площади планируется украсить монументами Ленина, барона Мюнхгаузена, Гофмана, литовского просветителя Людвигаса Резе, бывшего градоначальника Денисова, князя Багратиона. Есть предложение вернуть на постамент заодно и Сталина. А великий магистр Тевтонского ордена герцог Альбрехт будет увековечен дважды - на упомянутых Королевских воротах и возле Кафедрального собора, где восстанавливается бронзовый монумент. И хотя герцог, как считают историки, был последовательным союзником России, многие горожане с недоумением следят за этой мемориальной лихорадкой. Несомненно, это внешнее проявление проблемы самоидентификации калининградцев, которые не могут договориться, чей праздник отмечают. По этому поводу и в прессе, и в трамваях идут споры. Зато местные власти все для себя решили и не смущаются абсурдностью словосочетания - "750-летие Калининграда". Все-таки в течение семи веков он был Кенигсбергом, что в переводе означает Королевская гора. А вот Калинин не имел к городу никакого отношения. Просто "всесоюзный староста" умер в 46-м, вот его советское правительство и увековечило.