04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСТНЫЙ ДЕНЬ В АНКЛАВЕ

Черный Владимир
Опубликовано 01:01 13 Апреля 2005г.
Если взглянуть на карту, Калининградская область выглядит "заграничной территорией". Но это наш, российский, анклав. Хотим мы того или нет, региону суждено стать западным форпостом развивающейся отечественной рыночной системы хозяйствования.

Это особенно важно понять в условиях соглашения о стратегическом партнерстве с ЕС. Сама жизнь подсказывает руководителям области первоочередные шаги в этом направлении: позаботиться о росте налоговых поступлений в казну региона; усиленно развивать перерабатывающую промышленность; проложить газопровод для строящейся ТЭЦ-2; усовершенствовать портовое и железнодорожное хозяйство. И конечно же, необходим реальный план привлечения инвестиций, в том числе и в агропромышленный сектор.
Именно на этом направлении далеко не все благополучно. На протяжении трех лет в Калининградской области наблюдается острое противостояние операторов мясного рынка по продаже квот на импорт говядины, свинины и мяса птицы. Увы, аукционы не обеспечивают "прозрачности" и конкуренции их участников, а в конечном счете - защиты интересов не только местных сельхозпроизводителей, но и государства.
Существует два сценария проведения таких аукционов. Вот первый. Все участники торгов приобретают лоты по стартовой цене. Обычно по 0,01 доллара за килограмм. Это в несколько раз ниже реальной цены, ибо те же участники в дальнейшем заявляют о готовности платить за килограмм в сто раз (!) больше - до одного доллара. Правда, никогда не вносят плату за "выигранные" лоты, о чем, как правило, свидетельствуют окончательные итоги аукционов. При этом в ходе торгов не видно даже признаков конкурентной борьбы. Не трудно предположить, что объемы и номера лотов приобретаемого товара распределены между участниками торгов заранее, что само по себе является грубым нарушением законодательства.
Второй сценарий. Если участник торгов готов купить товар по более высокой цене, чем стартовая, то конкуренты - опять же по предварительной договоренности - повышают цену до тех пор, пока приобретение лота теряет всякий экономический смысл. "Выиграв" все лоты, дельцы опять же не стремятся оплатить их стоимость в установленные сроки. Все это ведет к монополизации рынка и необоснованному росту цен, в том числе и на мясные продукты, что и происходит в реальной жизни.
Подобной ситуации можно избежать, если бы те же мясные квоты выставлялись на аукцион в полном объеме, а финансовая ответственность людей за неисполнение взятых на себя обязательств по приобретению квот была бы высокой и реальной. Пока этого нет.
Вот чем это оборачивается. В соответствии с постановлением правительства РФ в 2002 - 2004 годах на торги могли быть выставлены 195 800 тонн говядины, свинины и мяса птицы. Реально же выставлялось чуть больше 100 тысяч тонн. В случае реализации всего объема выделенных правительством квот по рыночной цене федеральный бюджет мог бы получить от 10 до 30 миллионов долларов дополнительного дохода. При этом средняя цена квот составила бы всего от 0,05 до 0,15 доллара за килограмм продукции. Но этого не произошло.
В то же время сегодня местные предприятия, не имеющие собственных квот, могут покупать сырье на региональном рынке по ценам в среднем на 15 процентов ниже, чем за пределами региона. А поскольку участники мясных торгов покупают квоты по низкой цене, то себестоимость приобретаемого ими импортного сырья тоже относительно низка, ибо не требуются таможенные платежи, и участники не заинтересованы в покупке мяса у местных производителей. Спрос на местную продукцию со стороны переработчиков мяса и потребительского рынка не стимулируется, а это ведет к деградации животноводства в балтийском анклаве России.
По моему убеждению, необходимо как можно скорее исправлять все эти перекосы. Комиссии по проведению аукционов следует внести ряд изменений в порядок (а вернее, беспорядок) проведения аукционов по продаже квот. В частности, необходимо устанавливать более высокую стартовую цену лотов, отвечающую реалиям рынка. Требуется значительно повысить и размер задатка, увязав его с количеством лотов, которые участники торгов планируют приобрести. Размер задатка не может быть ниже половины стартовой цены лота. И наконец, чтобы уменьшить ажиотаж вокруг квот, надо выставлять эти квоты на торги в полном объеме, как того требует постановление правительства РФ.
К сожалению, принятый Калининградской областной Думой 17 марта 2005 года и одобренный губернатором закон "О государственной поддержке, предоставляемой субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим производство продукции из товаров, ввозимых на территорию области" вряд ли достаточен для того, чтобы как следует наладить дело.
В апреле этого года Евросоюз отменяет ограничения и высокие пошлины на импорт из стран - членов ВТО. На первом этапе это прежде всего коснется государств с "переходной экономикой", которых в ВТО около 60 процентов. Чем это грозит России? Тем, что будет ограничена не только торговля нашей страны с этими государствами, но и сама структура взаимного товарообмена с ЕС. Российский экспорт в Европу на 70 процентов представлен сырьем и полуфабрикатами, зато более 80 процентов ассортимента импорта России из ЕС - продукты глубокой переработки разнообразного сырья, в том числе и российского.
На недавнем форуме в Гааге "Россия - Евросоюз" отмечалось, что на западных рубежах нашей страны создается неблагоприятный таможенно-экономический режим, который фактически грозит закрепить за Россией роль сырьевого придатка Европы. Причем речь идет не только о нефти, газе и других природных ресурсах, но и о продукции животноводства. Если мы хотим играть другую роль, то не должны больше топтаться на месте. Для нормального решения торгово-экономических проблем между Россией и Евросоюзом есть предпосылки. Создав конкурентоспособный рынок в российском анклаве на Балтике, мы можем рассчитывать на экспорт в страны ЕС не дешевого сырья, а более дорогих мясных продуктов с маркой "Произведено в России".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников