"Я СОБИРАЮ МИЛОСТЫНЮ МОЛЧА"

Одни тратят миллионы на особняки и не считают денег на покупки. Другие с утра пораньше занимают место на паперти. Иногда богатые подают бедным. Но, оказывается, нищий нищему рознь. Об особенностях российского нищенствования корреспонденту "Труда-7" рассказывает 78-летний москвич Александр Охапкин, один из последних "нищих в законе".

- Александр Климович, вы христарадничаете с малолетства?
- Даже раньше, чем говорить начал. Мамка показала, как руку протягивать, я и приучился. В нашей семье все нищенствовали. Вы меня сейчас оскорбили по незнанию, но я прощаю. Христарадничают ведь не нищие, а побирушки. На будущее запомните: назовете нищего человека попрошайкой или побирушкой - большую обиду сделаете. Побирушки выклянчивают Христа ради, кричат: "Мы лишенцы-погорельцы!" Для них это хитрое ре-месло: так себя преподнести, чтобы у человека рука сама за денежкой по-лезла.
А нищий со-бирает милостыню молча, он не унизит ни себя, ни подающего. Нищенство - это шанс на спасение всем, кто неправедным путем свой капитал собрал. "Блаженны нищие, ибо их есть Царствие Не-бесное"... Милостыня очи-щает грех. Богатый в рай попадет, подавая нищим, и нищий там окажется, потому что терпел всю жизнь, нуждался.
- Священники говорят, что подавать надо не деньгами, а продуктами...
- Народ в основном в церкву идет, когда заболел кто в се-мье или другая нужда. Несут деньги. А у ворот толпа: дай да подай! Че-ловек раздает, а хра-му уже остатки дос-таются. Но если разобраться: кто у храма стоит? Стариков мало, больше пьян-чуги да побирушки. Так что правда в этом есть: голодного надо на-кормить, а не баловать день-гами.
- А почему вы сидите не на ступенях храма, как другие, а снаружи, у цер-ковных ворот?
- Храм - Христова обитель, тут трясти кошельком неловко. Ведь многие, пода-вая, как бы откупаются, а у самого храма делать это не пристало.
- Вам много подают?
- Беру столько, сколько надо, чтобы день прожить. Больше нельзя. Слово "ни-щий" значит "не имеющий ничего" - я и не должен иметь. Если вижу, что милостыни хватит на прокорм, больше не прошу. Помолился за подающих - и домой.
- Получается, что пода-вать можно только "насто-ящим" нищим? А тем, кто с детьми ходит с протянутой рукой, кто просит деньги на ле-чение, кто возит в колясках инвалидов, - им-то можно давать деньги?
- Так спрашивать не го-дится. Давать деньги всегда можно, потому что есть и милосер-дие, и сострадание. Но когда кто-то просит денег и придумывает для этого при-чину, он обманывает своих ближних, не испытывает к ним чувства благодарности и не станет за них молиться. Если вы христианин, то должны помнить: это нечестивая игра на ваших добрых чувствах.
- Как же определить, где настоящий нищий, а где проходи-мец?
- По-смотрите на челове-ка внимательно. Если сомневаетесь - лучше приберегите деньги для того, кому они по-настоящему нужны. Давайте понемногу. Настоя-щий нищий рад даже копей-ке, что под ногами валя-ется, но получить ее он дол-жен из ваших рук. Дадите хлебом - тоже благое дело.
- А это правда, что настоящие нищие, чтобы полученные ими продукты зря не пропали, продают их другим нищим?
- Правда. Но это не кро-хоборство - в этой торговле есть смысл. Хлеб, кото-рый ты продаешь другому, не украден и не по-лучен как подачка, а зарабо-тан тобой молитвами. Зна-чит, за так отдавать его нельзя. Но продают обычно за небольшие день-ги.
- Много сейчас нищих, кто соблюдает эти законы?
- Очень мало. Нищие затерялись среди попрошаек. У них свои артели, свои законы. Они уже не просят, а требуют. Скоро нас совсем вы-теснят. Некому за вас мо-литься будет.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
А МИМО ЕЛЬЦИН ПРОХОДИЛ
Стоит нищий у перехода в Москве. Мимо проходит Ельцин.
- Подайте, пожалуйста!
- Ну как, понимаешь, я тебе подам? У меня с собой нет ни ракетки, ни мячика...