НАЛОГАМИ ДЕЛИТЬСЯ НАДО РАЗУМНО

Собираясь на операцию, житель города Новодвинска Архангельской области Николай Королев снял с книжки 2500 рублей. Врачи предупредили, что лекарств в больнице мало. Могут и не спасти, если не окажется под рукой нужного препарата. Средств не хватает даже на то, чтобы обеспечить пациентов простынями.

Между тем бюджет страны стремительно богатеет благодаря высоким нефтяным ценам. Российский Стабилизационный фонд пополнился миллионами долларов. Пенсионер Королев слышал об этом не раз по телевизору. Однажды по первой программе выступал министр финансов. "Приятно было узнать, что страна просто ломится от дополнительных доходов", - с гордостью рассказывает северянин. Сообщалось, что в 2005 году доходы федерального бюджета оказались выше его расходов на рекордные 43 процента, профицит составил 1 трлн. 536,8 млрд. рублей.
Правда, с бюджетом Архангельской области дела обстоят похуже. В прошлом году область потратила чуть больше 2 млрд. рублей, из них только 0,8 млрд. за счет собственных средств. Остальные 1,3 млрд. (62 процента бюджета области) - это финансовая помощь центра. "Правительство нас, похоже, не обижает, с каждым годом шлет денег все больше", - рассуждает пенсионер.
Конечно, в области есть месторождения золота и нефти, работают здесь крупнейшие в стране целлюлозно-бумажные и судостроительные заводы. "Но зачем нам жить на свои доходы, если всегда можно попросить денег в Москве?" - резонно спрашивает Королев. Тем более что областная власть на своей земле все равно не хозяин: "Недавно вышел закон, по которому даже мусор вывезти без разрешения правительства нельзя!"
Такие представления населения об отношениях центра и регионов не так уж далеки от истины. С января 2005 года вступил в силу 122-й закон, который запомнился в основном печально известной монетизацией льгот. Хотя на самом деле его целью было разделение ответственности между субъектами Федерации и правительством.
Закон также должен был закрепить за уровнями власти источники доходов, необходимые им для выполнения порученной работы. К примеру, если администрация города по закону отвечает за содержание школ, а на это требуется 100 млн. рублей в год, у нее должен быть надежный источник налоговых доходов. И этот источник должен давать городской казне, скажем, не меньше поступлений, чем транспортный налог, который платят живущие в городах владельцы автомобилей и лодок.
На деле же получилось как всегда: в спешке депутаты приняли 122-й закон в таком виде, что местные власти действительно были обязаны спрашивать разрешение в Москве на то, чтобы "вывозить мусор или вырубать кусты у себя в поселке". Как только это обнаружилось, депутаты предложили другой закон, N 199, который был принят буквально за несколько часов до нового года и тогда же вступил в силу.
Но результат оказался прежним. Идея 199-го закона в том, чтобы передать на региональный уровень решение сугубо местных вопросов. Но вместо того чтобы отдать регионам функции с необходимыми доходными источниками, правительство теперь "возвращает полномочия", сопровождая их субвенциями.
На практике это выглядит так: к примеру, по новому закону местные власти должны проводить государственную экспертизу проектной документации на строительство. Делегировав им эту функцию, Минфин обещает перечислить регионам некоторую сумму денежных средств на ее выполнение. Каков будет размер субвенции для конкретного региона, каждый год будут решать федеральные чиновники, а губернаторам придется ежегодно ходить к ним с протянутой рукой.
Несмотря на распухающий Стабфонд и рекордный профицит федерального бюджета, Минфин отказывается делиться налогами с регионами. Субъектам Федерации переданы лишь те налоги, которые собираются с перебоями. А когда речь заходит о снижении налоговой нагрузки на бизнес, министерство кивает на налог на прибыль: дескать, первым делом надо снижать его. То обстоятельство, что за счет этого налога формируются 38 процентов доходов региональных бюджетов, его не особенно волнует.
Между тем, собирая основные доходы, федеральные чиновники не в силах ими рационально распорядиться, ведь из окон министерства не видно, скажем, новодвинскую больницу. С другой стороны, финансовая несамостоятельность отбивает у регионов охоту развивать свой край. Региональные начальники с каждым годом все больше подсаживаются на иглу финансовой помощи, становясь откровенными иждивенцами. Этот факт подтверждает бюджетная статистика. Количество дотационных регионов растет, и еще быстрее растут объемы федеральных трансфертов.
Умение делиться полномочиями и развивать в подчиненных самостоятельность теория управления считает одним из ключевых факторов успешного руководителя. Так, может быть, пришла пора задуматься о том, что бюджетное планирование - это не только бухгалтерские записи, но и уровень жизни миллионов людей? Ведь от разумности устройства бюджетной системы зависит, например, и такая возможность: вовремя найти нужное лекарство для больного старика где-нибудь в Архангельской области.