Триколор над Босфором

Итак, это случилось: две половины вантового моста, строящегося через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, стали одним целым!

Невзирая на сложнейшие погодные условия последних двух месяцев, специалисты Росавтодора без особых проблем подняли с воды последние секции моста, подвесили и натянули ванты, которые теперь стали самыми длинными в мире: их длина — около 600 метров.

Мост через пролив хотели построить еще в XIX веке. Однако сперва помешала Русско-японская война, потом революция, гражданская война, разруха. Потом — многолетние напряженные отношения с Японией и еще одна война, и еще одна разруха. К идее вернулись лишь в 50-х годах, когда Никита Хрущев во время визита во Владивосток призвал превратить город во второй Сан-Франциско. Увы, и тогда мост так и не начали строить. И вновь к проекту вернулись в 2008-м, когда было решено подготовить к саммиту АТЭС-2012 остров Русский. Наилучшим транспортным сообщением и был признан вантовый мост, который решили перекинуть с «материкового» мыса Назимова на островной мыс Новосильцева. Строительство началось в 2008 году.

Сейчас, по прошествии уже более чем трех с половиной лет, можно сказать, что в процессе строительства было установлено несколько мировых рекордов. Во-первых, самый длинный «безопорный» пролет моста: его длина — 1104 метра. Во-вторых, ванты. Мог бы состояться и третий рекорд — высота пилонов моста. 320-метровые конструкции уступили всего 16 метров французскому виадуку Мийо. Говоря другими словами, ранее ничего подобного в России не строили. Но ведь построили же! И из своих материалов — только ванты прибыли на Дальний Восток из Франции, их изготовила компания «Фрейссине Интернасьональ энд Компани».

Сегодня можно сказать, что строительство вошло в завершающую стадию — мост уже есть. А ведь всего несколько дней назад сходящиеся на высоте 70 метров половины моста разделяли десятки метров. И вот сперва со стороны полуострова Назимова, а затем и на острове Русский с поверхности воды подняли две мостовые панели длиной 12 метров и весом почти 165 тонн каждая. Оставалось вставить финишное звено — еще одну 12-метровую секцию. Теперь и она встала на место. Сейчас над водой идет натяжение последних из 192 толстенных стальных вантовых канатов. Работу строителей высоко оценил министр транспорта Игорь Левитин.

«Наиболее важный объект строительства — вантовый мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный, — сказал он. — Это самый уникальный и сложный объект не только в рамках подготовки к саммиту АТЭС, но и во всей практике мостостроения в России. Да, пожалуй, и в мировой практике».

Строители обещают сдать мост через два с небольшим месяца — уже в июне этого года. Сам саммит состоится только в сентябре, так что времени испытать все конструкции моста будет более чем достаточно. Ну, а что город? Владивосток же получит еще один полноценный район с полноценной транспортной доступностью, а современные комплексы, которые возведены на острове Русский для саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона, будут после него переданы в ведение Дальневосточного университета.

Конечно, пока мы об этом говорим в будущем времени. Но точно так же когда-то говорили о мосте через Босфор Восточный. Мост уже есть. Значит, скоро будет готово и все остальное. Ждали четыре года. Осталось ждать всего четыре месяца.