«Наше лучшее творение»

Завершился международный молодежный проект, посвященный 450-летию храма Василия Блаженного

Государственный исторический музей и Общество друзей Исторического музея провели под эгидой ЮНЕСКО Международный молодежный творческий конкурс, посвященный 450-летию Покровского собора (храма Василия Блаженного). Скоро откроется выставка победивших работ, в числе которых коллаж «Наше лучшее творение» Натальи Цветцих из Белгорода и картина «Чудо Василия Блаженного» Виталия Графова из Москвы (первая и вторая премии соответственно).

Собор, венчающий склон Кремлевского холма в Москве, испокон веков остается одним из символов российской столицы, русского национального зодчества. Сооружен он был в честь окончания в 1552 году казанских походов войск Ивана Грозного. В день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (по старому стилю) 1552 года русские войска начали решающий штурм Казани, завершившийся победой. И через десятилетие встал над Москвой-рекой удивительный по своей красе и величию Храм. В честь праздника Покрова и была освящена центральная церковь, давшая имя всему сооружению — Покровский собор.

Место для строительства было выбрано самое оживленное — рядом со Спасскими воротами Кремля и Лобным местом, с которого оглашались царские указы и возле которого во время важных событий собирались толпы москвичей. Храм стал центром московского посада.

История не сохранила точных сведений о зодчих, построивших собор. Однако широко распространена легенда о двух мастерах — Барме и Постнике, создателях собора. Согласно этой легенде, они были ослеплены после завершения строительства, дабы нигде не смогли возвести нечто подобное. Есть также предположение, что архитектором собора был один человек — псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По третьей версии, создателем храма был неизвестный западноевропейский мастер, возможно итальянского происхождения. Имя Василия Блаженного пришло к храму позже, после канонизации юродивого, долгие годы подвизавшегося у Фроловских (Спасских) ворот Кремля, и пристройки к собору церкви над его захоронением. Царь чтил Василия «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

Народная молва наделила этого угодника Божьего способностью пророчествовать, исцелять больных и творить многие чудеса. Гроб с телом покинувшего сей мир человека, готового без страха говорить истину царям, нес сам Иван Васильевич с боярами.

Было это или не было — история не скажет. Но блажен, кто верует. Свидетельство твердости такой веры — впечатляющее сооружение архитекторов.

Композиция храма необычна. Собор состоит из восьми церквей, увенчанных причудливо украшенными фигурными луковичными куполами, сгруппированных вокруг центральной шатровой церкви высотой 65 метров. Построены они на одном фундаменте — подклете, прочные стены которого достигают трех метров в толщину. До начала XVII века здесь, в глубоких нишах-тайниках, прятали царскую казну, а зажиточные горожане сберегали свое имущество. Как проникнуть к сокровищам, знали только посвященные: Красота храма общепризнанна. Одни сравнивают его с багровым осенним кустом, неопалимой библейской купиной. Другие — с пылающим в полнеба костром. Мне собор с его десятью ажурными маковками представляется букетом цветов, который 450 лет назад Барма и Постник с тысячами других мастеров собрали со всего православного мира.

По-своему увидел храм и каждый из тысячи участников Международного молодежного творческого конкурса. Вот что рассказывает о его итогах президент Общества друзей Государственного исторического музея, председатель оргкомитета конкурса Алексей Бондарев:

 — Такое количество участников указывает на высочайший гражданский интерес в нашем обществе к отечественной истории, к одному из главных национальных символов нашей страны. Покровский собор — одна из высших художественных ценностей и памятник мирового культурного наследия. Работы приходили не только из России, но и из Польши, Латвии, Казахстана, Белоруссии, Украины, Сербии, Черногории и других стран. Конкурс провели в нескольких номинациях — изобразительное искусство, литература, музыка, кино, детская открытка, фотография, — что позволило участникам передать свое видение храма с помощью различных видов искусства. Поэтому конкурс и получился таким многогранным. В жюри мы пригласили известных деятелей российской культуры — художников, скульпторов, музыкантов, литераторов, актеров, режиссеров, фотографов.

В работах многих конкурсантов проявились искренняя увлеченность темой, глубокое знание истории храма и личностей, связанных с ним. Творческая атмосфера соперничества позволила создать замечательные работы. Лучшие из них можно будет увидеть на итоговой выставке-презентации, которая откроется 18 апреля, в День исторического и культурного наследия Москвы, в Новом выставочном зале Государственного исторического музея.