Кому улыбнется «Золотая маска»?

«Труд» подводит свои итоги театрального фестиваля

Фестиваль «Золотая маска» подходит к концу, 15 апреля на Новой сцене Большого театра состоится вручение главной национальной театральной премии. Двум жюри — музыкальному и драматическому — пришлось отсмотреть в общей сложности 66 спектаклей и выбрать лучших из лучших в 37 номинациях. Не дожидаясь официального решения, подведем свои итоги и мы, постаравшись угадать, кому повезет на этот раз.

Драма большой формы потеряла двух номинантов: Анатолий Васильев снял с конкурса свой спектакль «Старик и море», а «Дракон» Константина Богомолова не мог быть показан без Олега Павловича Табакова, который сыграл в нем свою последнюю роль. Остались 12 спектаклей, в основном из Москвы и Петербурга — провинция в этом году была скупа на большую форму. Тут борются тяжеловесы: «Страх. Ненависть. Отчаяние» Льва Додина на вечно актуальные тексты Брехта (МДТ) и «Царь Эдип» Римаса Туминаса (Театр Вахтангова), не менее актуальный «Губернатор» Андрея Могучего (БДТ) и «Демократия» Алексея Бородина из РАМТа. Все работы мощные, эпические, переосмысляющие историю и место человека в ней, так что жюри предстоит непростой выбор. Наиболее сильным и эстетически новаторским нам представляется «Губернатор» по Леониду Анлдрееву, но многих смущает его холодный, отстраненный театральный язык, делающий спектакль похожим на инсталляцию.

Юрий Бутусов традиционно соревнуется сам с собой: московские «Барабаны в ночи» из Театра Пушкина против «Дяди Вани» питерского Театра им. Ленсовета, который режиссер недавно со скандалом покинул. На этом фоне не так много шансов у «Преступления и наказания» Александринки и «Иванова» Театра аций, хотя там есть замечательные актерские работы, в том числе у Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой и Елизаветы Боярской. И еще одна выдающаяся роль, которую нельзя не отметить, у Аллы Демидовой в спектакле Кирилла Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя» из поэтического цикла Гоголь-центра «Звезда».

В драме малой формы, напротив, много спектаклей из регионов — от традиционно театральных Перми и Новосибирска до малых городов Серова и Новокуйбышевска. Причем именно там, в глубинке, рождаются самые интересные и необычные постановки: утонченный «Король Лир» Дениса Бокурадзе из театра-студии «Грань», современная пьеса Андрея Иванова «Сучилища» в постановке Петра Шерешевского... А спектакль «Лойс» из крошечного города Лесосибирска, сделанный в формате интернет-чата, даже попал в номинацию «эксперимент». Напрашивается вывод: маленькие, далекие от столиц театры охотнее идут на риск, в то время как региональные центры предпочитают классику, кассовый и надежный мейнстрим.

Впрочем, Москва и Петербург могут создать конкуренцию провинции и в этой камерной номинации. Сильное впечатление на зрителей произвел «Чук и Гек» Михаила Патласова из Александринки — рассказ Гайдара тут мастерски смонтирован с документальными свидетельствами о репрессиях и сталинских лагерях. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса в Маяковке, стильное «Дыхание» Марата Гацалова в Театре наций и «Тартюфа» Филиппа Григорьяна в Электротеатре, а также спектакль Театра.doc «Человек из Подольска» в постановке безвременно ушедшего от нас Михаила Угарова.

В музыкальном театре произошел долгожданный всплеск композиторского творчества: Cantos Алексея Сюмака (коллектив musicAeterna Теодора Курентзиса), «Чаадский» Александра Маноцкова (Геликон-опера), «Галилео» целой бригады композиторов в Электротеатре... Такого не было уже много лет. Впрочем, на наш взгляд, по свежести, цельности, духовной наполненности ничто из перечисленного не сравнится с оперой безвременно ушедшего Глеба Седельникова по прозе Андрея Платонова «Родина электричества», трактованной Воронежским театром оперы и балета как народный религиозный ритуал.

Вряд ли можно сомневаться в премировании предельно раскрученных Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова (спектакль «Манон Леско» в Большом), хотя ничуть не менее достойны награды, например, Надежда Бабинцева («Пассажирка» Мечислава Вайнберга в Екатеринбургской опере) или Юрий Самойлов («Билли Бадд» в ГАБТе). И думается, жюри сделало бы ошибку, если бы не заметило работу дирижера-партиарха Владимира Федосеева в «Турандот» Геликон-оперы.

Порадовал новым оригинальным полнометражным балетным спектаклем и, что опять-таки важно, новой оригинальной музыкой Екатеринбургский театр оперы и балета (постановка «Снежная королева», интересная и взрослым, и детям). А в мюзикле/оперетте трудно поставить что-то рядом с ярким режиссерски, сценографически, актерски «Суини Тоддом» в Театре на Таганке.

В «куклах», на наш взгляд, фаворитом является постановка по повести Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» — копродукция творческого объединения «Таратумб» и Музея истории Гулага. Удивительно, что театр кукол смог поднять такую сложную тему и заинтересовать ей не только взрослых, но и подростков. Надо сказать, что трагическая история XX века стала основной темой и специальной Лаборатории детского Weekenda — внеконкурсного проекта «Золотой Маски», который собрал в этом году необычные, экспериментальные постановки для детей и подростков: спектакль-чат, спектакль-комикс, спектакль-концерт и спектакль-бродилку. Интересно, что постановки для молодежной аудитории, — уже упомянутый «Лойс», московский «Музей инопланетного вторжения», «Я Басё» Яны Туминой и Упсала-цирка с участием особых детей, вошли в номинацию «эксперимент» наряду с современной оперой Электротеатра «Галилео» и проектом «В гостях. Европа» знаменитого европейского театра Rimini Protokoll. И это просто тектонический сдвиг в нашем консервативном детском театре. Да и театре вообще.