Необычное в обычном

Литературный обзор

Каждый читатель в глубине души уверен, что он умнее автора и знает об этой жизни уж точно не меньше. И что же делают писатели? Мудрые — подыгрывают. Дают читателю угадать пару сюжетных ходов, насладиться мыслью, как точно он все предвидел. А где-нибудь ближе к финалу хороший автор обязательно найдет чем удивить. А иначе зачем бы мы все это читали?

Антония Байетт «Вавилонская башня»

Книга начинается как обыкновенный британский роман про женщину, которая, превозмогая обстоятельства, добивается счастья. Коллизия классическая, как у сестер Бронте или у Чарльза Диккенса. Правда, дело происходит не в чопорные времена, а в начале 1960-х. Она с ребенком бежит от мужа из патриархальной глубинки в Лондон. А там: Там слушают рок-н-ролл, ходят на авангардные вернисажи, тусят в ночных клубах. Фредерика, конечно же, наваждению противится, но волна эта накрывает и ее — и вот уже наша героиня пробует ухватить за хвост удачу в этой грохочущей круговерти...

Антония Байетт — писательница титулованная, лауреат Букеровской премии. И в «Вавилонской башне» она будто катает читателя на американских горках. Эмоциональные фрагменты в романе перемежаются со стенограммами судебных процессов, документальность соседствует с душевными потрясениями. В общем, прочитал — как на карнавале побывал.

Деннис Лихэйн «Маленькие милости»

Роман «Крестный отец» Марио Пьюзо многие знают если не наизусть, то близко к тексту. И знаменитые экранизации мимо вас не прошли. А все дело в том, что эта книга не столько о мафии, сколько о жизни людей, меняющихся под натиском обстоятельств. А ведь таких — большинство, и не только на Сицилии или в Америке. «Не мы такие — жизнь такая» — эту фразу из фильма «Бумер» можно ставить эпиграфом ко многим произведениям, классическим и не очень.

Так вот, Деннис Лихэйн пишет все о том же, только на примере ирландцев. И не о Нью-Йорке, а о Бостоне. А так все то же: маленькая община, гангстеры, понятия о чести, табу, нарушать которые смертельно опасно. Кстати, у этого Лихэйна тоже есть блестяще экранизированные вещи: «Остров проклятых», «Таинственная река». И вот вам новейший роман мастера.

Автор переносит нас в начало 70-х, в окраинный бостонский район, населенный сплошь ирландцами. Беда приходит откуда не ждали. В мэрии, чтобы преодолеть расовую сегрегацию, запускают социальный эксперимент, в ходе которого белые бостонцы поедут учиться в школу в «черном» квартале, а школьники-афро-американцы — наоборот. Предрассудки сильны, население возмущено. И если срочно не найти того, кто все это затеял, дело может закончиться гангстерской войной. Лихэйна причисляют к детективщикам, но дарование его шире и глубже, в чем можно убедиться на примере «Маленьких милостей».

Бенджамин Вургафт, Мерри Уайт «Искусство вкуса»

В любом книжном магазине кулинарные рецепты и советы от гуру в поварских колпаках занимают нынче едва ли не центральное место. Да еще с яркими иллюстрациями, призванными даже сытого человека призвать к обеду. Но под этой обложкой — другое блюдо. Прочитав книгу, вы станете есть по-другому — вдумчиво, вглядываясь в самые знакомые продукты. Они, если верить авторам, не просто так появились у нас на столе. Иные проделали путь через океан. А без кофе, сахара или чая мир вообще бы выглядел по-другому, не говоря уже про перец. Спрос на все эти штуки определял маршруты глобальных торговых путей, влиял на появление городов. Вокруг риса и пшеницы выстраивались целые империи!

Книга напичкана удивительными фактами. И вот приходите вы в гости, усаживают вас за стол, и вы непринужденно, между прочим, сопровождаете появление каждого блюда интересным рассказом о том, откуда что взялось. Могу спорить: через десять минут вы — душа компании!