Спокойно: это наезд!

Очередной сезон электросамокатов в городе на Неве начался, как и ожидалось, с травм и человеческих трагедий

Больше всего страдают пешеходы, по чьим ногам несутся новые гунны на средствах индивидуальной мобильности. Ночью 2 апреля в больницу попала петербургская пенсионерка, получившая переломы ног на Ленинском проспекте в результате наезда электросамоката, на котором двигались две девушки по пешеходному переходу. Днем раньше на Парашютной улице по ноге 24-летней девушки проехал молодой человек на СИМ. С Малой Митрофаньевской улицы самокатчик отправил в больницу девушку с черепно-мозговой травмой и сотрясением головного мозга. На Петроградской стороне третьеклассник на электросамокате попал под колеса иномарки на проезжей части. Мальчика госпитализировали с травмой живота, печени и почки.

А вот еще: 15-летний самокатчик на углу улицы Типанова и проспекта Космонавтов попал под машину, которая двигалась на зеленый сигнал светофора, и был госпитализирован с травмами. В ночь на вторник, 9 апреля, на пересечении Кронверкского и Каменноостровского проспектов водитель автомобиля сбил самокатчика, подросток госпитализирован. И такая дребедень каждый день!

Из властей на уличный хаос выборочно реагируют только силовики. Полиция организовала проверки в связи с двумя ДТП, в ходе которых пострадали несовершеннолетние, сообщили в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Один из потерпевших ехал на электросамокате, второй — на мопеде. А еще правоохранители организовали проверку в связи с наездом на несовершеннолетнего самокатчика в Колпино, в результате которого подростку потребовалась госпитализация.

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить дело из-за наезда самокатчика на ребенка на пересечении улиц Ленсовета и Звездной. Его внимание привлек инцидент, когда распоясавшийся лихач сбил электросамокатом шестилетнего ребенка на пешеходном переходе и скрылся с места происшествия. Мальчик угодил головой в асфальт, самокат проехал ему по ноге, к ребенку на помощь кинулась женщина. Видео с этим наглядным примером современных социальных джунглей обсуждали в городской прессе. Бастрыкин поручил и. о. главы Главного следственного управления СК по Петербургу Олегу Бобкову возбудить уголовное дело и представить доклад о результатах расследования.

Тот самый Олег Бобков в прошлом году предлагал председателю петербургского Заксобрания Александру Бельскому выступить с законодательной инициативой о запрете передвижения на электросамокатах в Петербурге везде, кроме специально отведенных мест. С трибуны Мариинского дворца объяснял депутатам, что растет травматизм и количество уголовных дел с участием СИМ. В 2023 году в городе было 37 тысяч арендных самокатов. И хотя операторы кикшеринга сделали более 2 млн предупреждений лихачам и более 7 тысяч аккаунтов за грубые нарушения заблокировали, это, по мнению силовика, не решает проблему. Законопроект о запрете кикшеринговых электросамокатов на три года, чтобы за этот срок ввести отношения ездоков и прохожих в правовое поле, запретить проезд по тротуарам, включить страховку, ужесточить ответственность за нарушения, разработал вице-спикер местного парламента Павел Иткин. Документ опубликован на сайте Мариинского дворца. Дело было осенью.

Прошла зима, настала весна и... Председатель Законодательного собрания Александр Бельский как ни в чем не бывало заявил, что «в Петербурге в 2024 году станет на 10 тысяч электросамокатов больше». Оцените динамику: если в 2020 году кикшеринговые компании выводили на улицы города примерно 5 тысяч самокатов, то сейчас власти пообещали увеличить их количество до 48 тысяч. Шансы пешеходу остаться в живых или не стать калекой стремительно уменьшаются.

Тем временем жители Петербурга приступили к организации референдума по полному запрету использования самокатов. «Признаем, что предложение выглядит как исключительная мера, — утверждают инициаторы, — но до создания инфраструктуры, позволяющей реализовать на практике правила пользования такими средствами передвижения, это жизненно необходимо». Активисты собирают документы по проведению референдума, чтобы передать их в городскую избирательную комиссию. Голосование хотят приурочить к сентябрьским губернаторским и муниципальным выборам, сообщает паблик «Центральный район за комфортную среду обитания».

Этот глас народа по существу поддержал начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин. Выступая недавно в Заксобрании, он заявил, что «вообще бы запретил электросамокатам передвижение в центральной части почти везде», и предложил проработать дополнительные меры по ограничению скоростного режима. Хотя мнение руководителя полицейского главка вряд ли разделят городские власти, которые уверяют, что СИМ особенно нужны: туристам в Петербурге.

Но ни двойные стандарты, ни широко закрытые глаза чиновников не идут ни в какое сравнение с их откровениями. «В новом сезоне число кикшеринговых самокатов в Петербурге уже превысило число такси, — заявил спикер Бельский в своем телеграм-канале. — Однако в городской бюджет от их деятельности никаких отчислений, в том числе и на развитие необходимой инфраструктуры, не поступает». А куда же они поступают, эти отчисления, Александр Николаевич? «Всю выручку от аренды получает зарегистрированный в Москве оператор кикшеринга, — объясняет спикер. — Такая же история с каршерингом и такси. Считаю, что это неправильно. На наш город ложится большая нагрузка, а налоговых поступлений нет». Спросите: что же при виде такой вопиющей несправедливости делают местные законодатели? «Над регулированием использования СИМ работаем совместно с федеральным центром. Делимся мнениями, обмениваемся опытом, ищем правильные рычаги». Как понимают читатели «Труда», искать такие рычаги, да еще «на базе клуба законодателей городов федерального значения», можно бесконечно.

Но вот что интересно. Тот же Бельский, анонсируя очередное заседание Заксобрания на текущей неделе, рассказал, что депутаты рассматривают «документ о штрафах за парковку транспорта на участках перед мусорными контейнерами, вокруг пожарных гидрантов, в местах примыкания пешеходных дорожек и т. д.». Так вот, граждан за такие нарушения ждет штраф в размере 3-5 тысяч рублей, должностных лиц — до 40 тысяч, юридических лиц — от 150 тысяч до полумиллиона. Депутаты откорректировали закон в сторону увеличения штрафов, для чего им совершенно не понадобилось «искать рычаги» в тематических круглых столах и писать обращения к премьеру Мишустину с просьбой отрегулировать местное законодательство, как они это делают по поводу электросамокатов.

А нужны ли вообще местные законы? Может, достаточно соблюдать федеральные? Процитирую. Национальный стандарт РФ в ч. 5.1.1 трактует: «Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения. Посторонние предметы должны быть удалены с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения».

И еще в законе говорится, что тротуар — это часть дороги, примыкающая к полотну проезжей части, специально созданная для передвижения пешеходов.

Как свирепо Смольный сносит не только киоски и ларьки, но также автосервисы, стоянки, летние кафе, предприятия сферы услуг, которые считает незаконными, администрация рассказывает и показывает горожанам из года в год. «Под раздачу» нередко попадают и вполне легальные постройки, владельцы которых потом долго судятся с чиновниками. И вот освобожденная от объектов городской инфраструктуры земля сейчас усыпана электросамокатами, с которыми никто не борется. Как вы думаете почему? Угадайте с одного раза.

Шансы пешеходу остаться в живых или не стать калекой стремительно уменьшаются.